в

Чем четвертый крестовый поход отличался от остальных?

Чем 4 крестовый поход отличался от других

Крестоносцы в Венеции

Новый крестовый поход папа Иннокентий III готовил с 1198 года. Молодой, энергичный и ловкий политик, он стремился к усилению папского престола и подчинению всех христиан Риму. Целью похода был объявлен Египет — удобный плацдарм для отвоевания «Святой земли». Доставить войско взялся венецианский флот — он единственный на тот момент был способен предпринять такую операцию. Несмотря на титанические усилия папы, войско по плану насчитывало не так много воинов, как прошлые походы. Проповеди священников не имели ожидаемого эффекта. Даже самому знаменитому из них, Фульку из французского города Нейи на р. Марна, который инсценировал чудеса исцеления во время своих выступлений, не удалось собрать толпы последователей обещаниями небесных благ. Но обещания папы списать долги участникам похода, дать им земли и защитить их имущество от врагов сработали. Блага земные привлекли большое количество бедняков, должников и жаждущих наживы в крестоносное воинство.

На венецианских кораблях планировалось перевезти 33,5 тыс. человек. Вообще-то для Венеции, торговые связи которой с Египтом были хорошо налажены и стабильны, поход был невыгоден. Торговля и прибыль имели для этого города особое значение (позднее родилась даже конспирологическая версия о том, будто египетский султан подкупил венецианцев, чтобы те направили крестоносцев в другое место). Старый и слепой, но всё ещё бодрый и амбициозный венецианский дож Энрике Дандоло запросил за свои услуги огромную сумму в 85 тыс. марок (около 20 тонн серебром). Войско, которое должно было собраться в Венеции, смогло бы выплатить эту сумму. Однако договор был составлен таким образом, что если бы прибыло меньше воинов, то было бы непонятно, что делать, и дож мог бы всё равно требовать полной оплаты. Что, конечно же, и случилось. Вместо 33,5 тыс человек летом 1202 года Венеции достигло лишь около 10−13 тыс. человек. Размещённые на о. Лидо близ города, они ожидали остальных участников, которые, в свою очередь, задерживались или рассчитывали иными путями добраться до Египта. С огромным трудом удалось выплатить дожу только 51 тыс. марок. Но он требовал полной уплаты оговорённой суммы.


Папа римский Иннокентий III. (wikipedia.org)

Венецианцы даже перестали кормить крестоносцев и грозили вообще не дать никаких судов. Скопившиеся на острове крестоносные воины практически стали пленниками. В это время прибыл вождь похода Бонифаций Монферратский. Он, человек расчётливого ума, легко договорился с корыстным Дандоло. Денег у крестоносцев уже не было совсем, отпустить их по домам тоже было неприемлемо — все тогда стали бы называть венецианцев обманщиками и нечестивыми дельцами. И тогда дож предложил отработать долг мечом — пусть завоюют для Венеции венгерский город Задар, конкурента на Адриатике, и тем заработают отсрочку выплат. Некоторые крестоносцы, узнав об этом, покинули лагерь, не пожелав стать наёмниками дожа, напавшими на христиан, но большая часть осталась, скорее всего, даже и не разобравшись толком в происходящем.


Энрике Дандоло венецианский дож. (wikipedia.org)

Для папы же захват Задара был приемлемой ценой сохранения сошедшегося войска, которое иначе, с таким трудом собранное, разошлось бы навсегда. Формально он подтвердил свой запрет на войну против христиан, но его легаты давали понять, что реально папа потворствует происходящему. Тут надо иметь в виду, что папа довольно легко мог оплатить из католической казны сумму в 34 тыс. марок и помочь походу, но он не стал этого делать ради поддержки войны за освобождение «Святой земли». Задар был захвачен и жестоко разграблен. И хотя за это папа, как и должен был, отлучил крестоносцев от церкви, он довольно скоро снял это отлучение, взяв обещание, что впредь воины будут повиноваться престолу. Возможно, что Иннокентий III предвидел последовавшие события и попытку Венеции втянуть крестоносцев в конфликт с Византией, которая была самым сильным конкурентом дожа в регионе. Как бы то ни было, вскоре поход, который теперь должен был продолжиться уже в Египте, снова сменил своё направление — на сей раз он нацелился на Константинополь. Папа и сам испытывал к Византии ненависть — империя давно сопротивлялась притязаниями Рима на религиозный контроль над её населением и, соответственно, церковными богатствами. Воины зимовали в Задаре, и в начале 1203 г. к ним прибыли послы царевича Алексея, сына свергнутого недавно императора Византии Исаака II.


Сражение. (wikipedia.org)

Этапы похода

Проходивший с 1202 по 1204 года Четвертый Крестовый поход, стартовал из Венеции. Состоял он из этапов:

  1. Взятие порта Задара.
  2. Захват Константинополя.
  3. Организация Латинской империи.

Постоянно меняющиеся планы крестоносцев вызывали недовольства некоторых его участников. В связи с этим часть воинов отказалась участвовать в походе и вернулись домой. Среди них были как богатые рыцари, так и бедные люди.

Сам Римский Папа запрещал вести борьбу против христиан Востока. Однако рассказы о сказочных богатствах Константинополя оказали решающее воздействие. Кроме того, постоянно распространялись слухи о том, что Византия поддерживает мусульманский мир и по этой причине Второй Крестовый поход закончился неудачно.

Взятие порта Задара

После назначения даты похода была составлена карта маршрута. Из Византии войскам требовалось перебраться в Египет. Энрико Дандоло дал согласие на предоставление своего флота, но назначил за такую услугу большую цену. Ее величина составляла 85000 марок. К этому времени не все крестоносцы прибыли на место. Некоторые задержались в пути, другие самостоятельно пошли по выбранному маршруту. В итоге положенную сумму собрать не удалось. Положение выглядело критическим.

Решение вопроса предложил сам Дандоло. В обмен за переправу он попросил рыцарям оказать Венеции помощь в завоевание порта Задара, который составлял им конкуренцию в торговле.

Крестоносцы стояли перед тяжелым выбором, поскольку воевать нужно было против христиан. Римский папа такие действия не поддерживал. Находясь в безвыходной ситуации, руководители похода приняли предложение дожа Венеции. После двухнедельных боев порт был взят и разграблен.

Римский папа с гневом выслушал сообщение о нападении на Задар и сразу же отлучил всех его участников от церкви. Затем он отменил свое решение и оставил его в силе только относительно венецианцев.

Захват Константинополя

После разграбления Задара армия крестоносцев была переправлена через море. Однако поход, какой был организован для борьбы с неверными, полностью поменял свою цель. Теперь войска проложили маршрут по направлению к Византии, которую считали главным виновником своих прошлых неудач.

Официальной причиной изменения первоначальных планов послужил переворот в Константинополе. Император Исаак II был, свергнут с престола собственным братом Алексеем III. Чтобы исправить ситуацию, сын Исаака II Алексей обратился за помощью к крестоносцам, обещая им в случае успеха большую награду.

Предложение было принято. За короткий срок крестоносцы с помощью венецианского флота прорвали морскую защиту Константинополя и захватили большинство башен крепостной стены.

Наконец, терпение крестоносцев закончилось. Выплата награды задерживалась на неопределенный срок. Перестав на нее надеяться, они договорились с представителями Венеции захватить город и разделить между собой его территорию.

Несмотря на наличие всего 20-тысячного войска, начавшийся штурм оказался успешным. Сказался кризис, охвативший Византийскую империю. К тому же его торговая часть населения придерживалась своих интересов. Им хотелось не воевать, а торговать с латинскими странами.

Организация Латинской империи

Крестоносцами в Константинополе была образована Латинская империя. Сначала она ограничивалась пределами столицы, а затем распространилась на остальную территорию Византии. Новым императором стал Балдуин. Потом его сменил Генрих Геннегауский.

Если в первые годы шло мирное существование, то потом начались проявляться разногласия. В этих условиях правитель Византии стал опираться на венецианскую знать. В течение небольшого периода времени из Константинополя было вывезено в Венецию множество ценностей. Сами же крестоносцы показали себя плохими хозяйственниками. Они быстро переняли византийские обычаи. Вся их жизнь стала состоять из непрерывной череды праздников и застолий. Рыцари вели праздное существование, ничего не созидая.

За 50 лет империя постепенно пришла в упадок. Ее крушение произошло в 1261 году. Византия возобновила свое существование. Однако прежнего могущества у нее уже не было.

Крестовый поход бедноты

Раньше всех двинулись к Иерусалиму бедные крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные толпы бедняков и нищих. Они соединились в 5—6 отрядов, насчитывавших 60—70 тысяч человек. Шли плохо вооружёнными и без припасов к неведомой Святой земле, занимаясь в дороге грабежом. Подходя к каждому городу, они спрашивали: «Не Иерусалим ли это?» Местное население Венгрии и Болгарии давало отпор пришельцам, истребляло и преследовало отставших.

С большими потерями бедняки добрались до Константинополя. В город их не пустили: многие из них вели себя разнузданно — разрушали и поджигали дворцы в предместьях, дома горожан. Византийский император поспешил переправить отряды крестьян в Малую Азию. Турки-сельджуки в первом же бою зарубили столько людей, что сложенные в одну кучу тела погибших, по словам современника, «образовали нечто вроде высокой горы». Лишь немногим удалось спастись бегством.

Восьмой крестовый поход

Восьмой крестовый поход стал последней серьёзной попыткой европейцев вторгнуться в земли арабов. У европейской знати уже не было желания продавать своё имущество, чтобы отправляться в неведомые восточные земли. Впервые руководителю крестового похода пришлось полностью взять на себя расходы и платить жалованье рыцарям.

В 1260 году султан Кутуз нанёс монголам поражение в битве при Айн-Джалуте и овладел городами Дамаск и Халеб.

После смерти Кутуза султаном стал Бейбарс, обратившийся против Боэмунда Антиохийского: в 1265 году он взял Цезарею, Арзуф, Сафед, разбил армян. В 1268 году в его руки попала Антиохия, вот уже 170 лет бывшая оплотом христианства.

Между тем Людовик IX снова принял крест.

Его примеру последовали его сыновья (Филипп, Жан Тристан и Пьер), брат граф Альфонс де Пуатье, племянник граф Роберт д’Артуа (сын погибшего в Мансуре Роберта Артуа), король Тибальдо Наваррский. Кроме того, обещание вступить в крестовый поход дали Карл Анжуйский и сыновья английского короля Генриха III — Эдуард и Эдмунд.

В июле 1270 года Людовик отплыл из Эг-Морта.

В Кальяри решено было начать поход с завоевания Туниса, находившегося под властью династии Хафсидов, что было бы выгодно для Карла Анжуйского но не для христианского дела в Святой земле. Будучи уже под Тунисом, среди христиан стал распространяться мор: сначала папский легат, а затем и сам король Людовик IX скончались в муках.

Вскоре с мусульманами был заключён мир, выгодный в первую очередь для Карла Анжуйского: тунис обязался платить дань королю Сицилии, христианским священникам позволялось селиться в нём и проводить проповеди в местных церквях.

На обратном пути крестоносцев ждала морская буря. Погибло четыре тысячи воинов, в том числе и брат короля. Филипп III Смелый отправился во Францию. На пути домой погибла и юная королева. Опечаленный монарх вёз на родину останки отца, брата и жены.

Принц Эдуард, сын английского короля Генриха III попытался продолжить поход. Он успешно продвигался вперёд, но вскоре пожелал

вернуться в Акру, чтобы обратить местного эмира в христианскую веру.

Эмир отправил к Эдуарду посла, который оказался убийцей.

Покушение оказалось неудачным: раненный в голову принц сумел отбиться.

Через некоторое время Калаун , преемник Бейбарса, отправился войной на христианские Триполи, Лаодикею и Акру. Вскоре все города были взяты, а христиане изгнаны со Святой земли.

Завоевание Константинополя

Завоевание города произошло в 1204 году. Поход начался с осады Константинополя, и после нескольких месяцев тяжелых боев город был захвачен крестоносцами. Проведение атаки на Константинополь было крайне редким для крестовых походов, так как обычно крестоносцы направлялись в Святую Землю. Однако французская армия, входившая в состав 4 крестового похода, решила изменить планы и направиться в Константинополь.

Завоевание Константинополя имело серьезные последствия не только для Византийской империи, но и для всей христианской Европы.

После падения Константинополя крестоносцы основали Латинскую Империю, которая продержалась около 60 лет. Новое правительство провело серию реформ, с целью привести империю в более современное состояние и приблизить ее к культуре западной Европы. В результате империя стала более централизованной, а латинский язык был установлен в качестве официального.

Однако завоевание Константинополя также вызвало негативное отношение со стороны других христианских стран. Многие считали это предательством, крестоносцы получили прозвище «разбойников». Это событие имело долгосрочные последствия для отношения между христианскими странами и вызвало глубокую разочарованность и раскол в Европе.

Неслучившаяся битва

Через десять дней после прибытия войск, 6 июля, трубы подали сигнал и вся крестоносная армия села на суда, чтобы переплыть Босфор. Узурпатор Алексей, стоявший с 70-тысячным войском у Фигового холма, не стал мешать высадке крестоносцев и возвратился в город, уступив берег без боя.

Вскоре знамена крестоносцев уже развевались на Галатской башне и по всему западному берегу Босфора. В то же время цепь, запиравшая вход гавань «Золотой Рог», была разбита, и флот крестоносцев бросил якорь в константинопольской гавани

Венецианский флот двинулся в самую глубь гавани, французские крестоносцы, разделившись на шесть отрядов, перешли через реку Кидарис и расположились лагерем между дворцом Влахернским и защищенным стенами монастырем.

Маршал Шампаньский, описывая осаду, говорит, что рыцарям и баронам удалось осадить только одни из константинопольских ворот, и «это было большое чудо, ибо на четырех человек западных приходилось двести городских обывателей».

Наконец, византийская армия, выходит из трех ворот города и строится в боевые порядки. Крестоносцы с плохо скрываемым «волнением» видят, что неприятель превосходит их минимум раза в 4 по численности.

Но Алексею не достает решительности – видя, что крестоносцы заняли оборону и возвели оборонительные валы, он дает сигнал к отступлению. Проигранное сражение не могло бы распространить большего ужаса в городе, чем это отступление без всякой битвы…

Четвёртый Крестовый поход

В конце XII века за организацию нового похода на Восток взялся папа Иннокентий III. Сначала крестоносцы намеревались направиться морем через Египет. Они наняли корабли у «королевы морей» — Венеции, собравшись на одном из её островов. Венецианский правитель (он назывался дож) Энрико Дандоло был уже слепым стариком, но сохранил удивительную ясность ума и расчётливость. Он потребовал за перевозку рыцарей огромную сумму — 85 тысяч марок (более 20 тонн) серебром. Участники похода не смогли собрать такую сумму. Крестоносцев плохо снабжали продуктами, они томились от безделья.

Четвёртый Крестовый поход

Венеция в то время вела ожесточённую борьбу с Византийской империей за первенство в торговле с восточными странами. Венецианские купцы давно мечтали нанести византийцам удар, от которого те не смогли бы оправиться. Они решили использовать для этого военные силы крестоносцев, которые задолжали Венеции за корабли. Правитель Венеции уговорил рыцарей напасть на Константинополь.

В 1204 году «освободители Гроба Господня » штурмом ворвались в христианский Константинополь. В огне пожаров погибли хранилища древних рукописей, ценнейшие произведения искусства. Крестоносцы разграбили храм Святой Софии. Пришедшие с крестоносцами священнослужители вывезли в европейские церкви и монастыри множество реликвий. Погибло и огромное число христиан-горожан.

Разграбив богатейший и крупнейший город Европы, рыцари не пошли на Иерусалим, а обосновались на территории Византии. Они создали государство со столицей в Константинополе — Латинскую империю. Более 50 лет шла борьба против завоевателей. В 1261 году Латинская империя пала. Византия была восстановлена, но она уже никогда не достигла прежнего могущества.

Причины и последствия четвертого крестового похода:

Причины:

  • Неудачное завершение третьего крестового похода: крестоносцы не смогли захватить Иерусалим и были вынуждены заключить мирный договор;
  • Политический разногласия между крестоносцами и Византией: византийский император Алексий IV Ангел попросил помощи у крестоносцев в своей борьбе за власть, обещая им финансовую поддержку и возвращение греческой православной церкви к Римскому католицизму;
  • Финансовые проблемы крестоносцев: многие крестоносцы не имели достаточных средств для проведения нового похода, поэтому они надеялись на деньги и материальные ресурсы, которые обещал Алексий IV Ангел;
  • Желание получить власть и богатства в Восточной Европе: крестоносцы видели в Византии возможность установить свою власть, а также получить доступ к торговым путям и богатствам Востока.

Последствия:

  • Ослабление Византийской империи: в результате крестового похода, Константинополь был захвачен и разграблен латинскими крестоносцами, что привело к ослаблению экономики и силы Византии;
  • Установление Латинского Императорства: после падения Константинополя, на трон был посажен латинский император Балдуин I Фландрийский, который создал Латинское Императорство в Византии;
  • Раскол христианского мира: захват Константинополя латинскими крестоносцами привел к еще большему расколу между Восточным православием и Западным католицизмом;
  • Усиление мусульманской угрозы: разделенные христианские силы позволили мусульманским державам на Востоке укрепить свою позицию, что привело к усилению мусульманской угрозы для Христианского мира.

“Взгляд с Востока”

Средневековые арабы поначалу не придали появлению крестоносцев большого значения.

Им казалось, что это лишь очередное вторжение варваров или византийских наемников. Они не осознавали, что крестоносцы были движимы религиозными побуждениями и кристаллизация основ нового движения представляла долгосрочную угрозу для ислама.

Лишь постепенно, начиная с 1140 года, под влиянием таких лидеров, как Зенджи, Нур ад-Дин и Салах-ад-Дин, начала формироваться идеология и практика борьбы против крестоносцев.

Этому способствовала и развернувшаяся пропаганда джихада — в стихах и прозе, — призывавшая мусульман к моральному обновлению.

Кэрол Хилленбранд приводит описание изменение отношения мусульман к алкоголю: “ Ил-Гази, правитель Мардина, праздновал победу над Роджером Антиохийским, «предаваясь неумеренным возлияниям».

Зенджи был убит рабом, находясь в пьяном обмороке. Его сын, Нур ад-Дин, также имел пристрастие к алкоголю, однако после ряда поражений в боях с франками он одумался и стал вести аскетический образ жизни. Его преемник Салах-ад-Дин уже не употреблял ничего крепче шербета. Позднее, в 1260-х годах, мамлюкский султан Бейбарс принял особые меры, чтобы не допустить пьянства среди своих солдат” .

Лишь немногие представители Запада осознают, какому унижению подвергли крестовые походы мусульманский мир.

Помимо многочисленных жертв среди простого населения, разрушения городов, грабежа и насилия, можно упомянуть уничтожение просвещённой части арабского мира, разорение библиотек, вывоз книг и, как следствие, культурный упадок.

Уже к концу XI века сколько-нибудь значительных и оригинальных мыслителей, ученых, поэтов или историков на территории завоёванных земель не было..

Поэтому неудивительно, что арабские источники неизменно рисуют франков как отвратительных, грязных и похотливых животных, сам контакт с которыми оскверняет. Храм Гроба Господня почти стандартно именуется «церковью отбросов».

Итоги

Хотя крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.

Седьмой крестовый поход

В 1244 году хорезмийцы, спасаясь от монгольского нашествия, стремились присоединиться к египетским мамлюкам, пригласившим их для совместного отражения угрозы.

По пути они захватили, разорили и разрушили Иерусалим

На призыв папы откликнулся лишь французский король Людовик IX, специально для этого подписавший мирное соглашение с английским королём (остальные короли как всегда были заняты междоусобицей). В 1245 году Людовик публично объявил о своём намерении возглавить очередной крестовый поход.

К 1248 году французский король собрал 15-тысячное войско, включавшее 3000 рыцарей и 5000 арбалетчиков на 36 судах.

В 1249 году французские войска под командованием короля Людовика IX начали Седьмой крестовый поход.

На пути в Египет они высадились на Кипре, где переждали зиму.

6 июня французы захватили Дамьетту. Богатый Египет представлялся Людовику хорошим плацдармом для наступления на Иерусалим. Но неожиданно разлившийся Нил лишил войско передвижения на 6 месяцев. За это время французские солдаты в значительной мере утратили боевой дух, предавшись грабежам и удовольствиям.

8-11 февраля 1250 года крестоносцы потерпели поражение в битве при Эль-Мансуре.

Брат короля, Роберт д’Артуа, погиб в сражении. Главные силы

французов во главе с королём вскоре были атакованы мамлюкским военачальником Бейбарсом. В этом сражении французы потерпели неудачу, однако вместо того, чтобы отступить к Дамьетте, Людовик IX принял решение осаждать Эль-Мансур.

Сопровождаясь голодом и болезнями, осада длилась до марта 1250 года, когда Людовик попытался отступить к Дамьетте. Однако он был настигнут мамлюками при Фарискуре: армия была разбита, а сам он попал в плен.

В мае того же года пленные французы с королём были отпущены за выкуп в 800 000 безантов (византийская золотая монета).

По условиям договора египтянам возвращалась Дамьетта.

Религиозная вера

Вероисповедание и религия играли важную роль в жизни людей во время всех крестовых походов. Особенно это было заметно в 4 крестовом походе, который отличался от остальных своим религиозным предлагаемым спасением и святым назначением.

4 крестовый поход был в значительной степени мотивирован религиозной верой. Цель этого похода была освобождение Иерусалима и Святой земли от мусульманской оккупации. Крестоносцы брали на себя обязательства, связанные со своей верой, и считали свое воинство святым. Они верили, что они сражаются за Христа и защищают христианское наследие.

Вера и религия также играли роль в подготовке к 4 крестовому походу. Папа римский Урбан II провел речь в Клермоне, Городе Франции, в 1095 году, призывая верующих присоединиться к походу. Он говорил о желании освободить Святую землю и призывал всех, кто держался за веру, вступить в поход. Благочестивые люди были возбуждены этими религиозными речами и видели в походе путь к спасению своих душ.

Во время самого похода религия была основным фактором, мотивирующим крестоносцев. Они верили, что их усердие и вера помогут им преодолеть трудности и одержать победу над мусульманами. Они приносили молитвы и совершали религиозные обряды перед сражениями и после них. Они рассматривали битвы, как священную деятельность, и их вера оказывала влияние на их поведение и тактику в сражениях.

Религиозная вера также влияла на взаимоотношения крестоносцев с местным населением. Они относились к местным христианам как к своим собратьям по вере и старались защитить их от мусульманской угрозы. Они также сталкивались с различными религиозными группами, такими как еретики и евреи, и их отношение к ним менялось в зависимости от их религиозной веры.

Таким образом, религиозная вера играла существенную роль в 4 крестовом походе. Она была мотивирующей силой для крестоносцев, определяла их отношение к битвам и к местному населению, и поэтому отличала этот поход от остальных крестовых походов.

Осада Задара

Предводители собравшихся крестоносцев обратились к Венеции с просьбой перевезти армию в Египет. В 1201 году венецианский дож Энрико Дандоло подписал договор, по которому обязывалась перевезти 4500 рыцарей, 9000 оруженосцев и 20 000 пехотинцев за плату в 85 тысяч марок серебром. Когда корабли были уже готовы, в июне 1202 года, в Венецию прибыла лишь треть крестоносцев. Остальные задерживались в пути. Руководители похода собрали лишь часть необходимой суммы. Воины, блокированные на острове, начали роптать. Поход оказался под угрозой срыва. Тогда дож предложил отсрочку платежа при условии, что крестоносцы помогут Венеции овладеть портом Задаром, незадолго до того передавшимся под власть короля Венгрии. Несмотря на запрет Папы направлять оружие на христиан и на протест части воинов, князья пошли на сделку и 24 ноября 1202 года Задар был взят в ходе жестокого штурма и разграблен. Поскольку начинать заморскую переправу было уже слишком поздно, крестоносцы остались в Задаре на зимовку.

Иннокентий III отлучил от Церкви всех участников разграбления Задара, но вскоре сменил гнев на милость, оставив в силе только отлучение венецианцев, но разрешив крестоносцам пользоваться венецианским флотом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

банные принадлежности

Отличие бани от сауны