Чем отличается фэнтези от фантастики в литературе
Фэнтези в литературном плане не то чтобы отстает, нет. Жанр просто направлен в противоположную сторону и не стремится предугадывать. Для фэнтези важнее не узнать, что будет через десять или пятьдесят лет с миром, а найти точку опоры в нашей реальности, осмыслить то, что уже происходит.
Как бы ни менялся мир вокруг, жизнь человека проходит определенные стадии что в Древнем Египте, что в современной России, и нужно проживать ее, открывая не ракеты со скафандрами, а скрытые закономерности и правила. Простые истины каждый человек находит для себя сам, научить им невозможно, как нельзя сделать кого-то мудрым. Писатель фэнтези только помогает читателю вообще задаться такими вопросами, но это уже немало.
Социальные инновации
Мир фэнтези, как ни один другой, бывает населен множеством разных рас
Практически ни одна книга не обходится без такого разделения, не важно, кто это будет в каждом конкретном случае – прекрасные эльфы и грубые орки или же вампиры и простые смертные. Отправной точкой развития сюжета в фэнтези становится конфликт между ними, напряжение усиливается, вызывая войны, перевороты в фантастическом мире
Можно легко проследить параллели с реальной жизнью, где так сложно найти мир и легкое сосуществование не то что между нациями, а даже между поколениями одной семьи. Писатель фэнтези ставит перед собой нелегкую задачу как-то разрешить этот вечный конфликт в своем произведении. Для этого он задействует все силы жанра: герои вступают в борьбу со своими врагами, развиваются сами и видят перемены в противниках, взаимодействуют между собой и находят союзников, раскрывают предателей. И, наконец, побеждают врагов или примиряются с ними.
Фантастика и фэнтези, в чём разница? Пролог
Приветствую достопочтенных читателей и глубокоуважаемых коллег. Уверен, тема, о которой хочу поговорить, не нова, наверняка многие до меня о ней говори и немало после поднимут, но… что называется, наболело. Дело в том, что немало, даже очень достойных и образованных людей путают такие вещи, как «фантастика» и «фэнтези». Это прискорбно, особенно, для сказочника, вроде меня, поэтому, хочется прочитать крошечную лекцию с несколькими наглядными примерами. Для начала, сведенья, взятые из энциклопедии:
«Фантастика: (от древне греческого ;;;;;;;;;; — искусство воображения, фантазия) — жанр и творческий метод в художественной литературе, кино, изобразительном и других формах искусства, характеризуемый использованием фантастического допущения, «эле-мента необычайного», нарушением границ реальности, принятых условностей. Современная фантастика включает в себя такие жанры как научная фантастика, ужасы, и многие другие. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фантастика.
Фэнтези: (с английского fantasy — «фантазия») — жанр современного искусства, разновидность фантастики. Фэнтези основывается на использовании мифологических и сказочных мотивов в современном виде. Жанр сформировался примерно в начале XV века. В середине XX века наиболее значительное влияние на формирование современного облика классического фэнтези оказал английский писатель Джон Рональд Руэл Толкин, автор романа «Властелин колец». Произведения фэнтези нередко напоминают историко-приключенческий роман, действие которого происходит в вымышленном мире, близком к реальному Средневековью или (реже) эпохе Возрождения, герои которого сталкиваются со сверхъестественными явлениями и существами. Зачастую фэнтези построено на основе архетипических сюжетов. В отличие от научной фантастики, фэнтези не стремится объяснить мир, в котором происходит действие произведения, с научной точки зрения. Сам этот мир существует гипотетически, часто его местоположение относительно нашей реальности никак не оговаривается: это может быть как параллельный мир, так и другая планета, а его физические законы могут отличаться от земных. В таком мире допустимо существование богов, магии, мифических существ, вроде драконов, великанов, фей и так далее. В то же время, принципиальное отличие фэнтези от сказок заключается в том, что чудеса в фэнтези являются нормой описываемого мира и действуют так же системно, как и законы природы в реальном мире. https://ru.wikipedia.org/wiki/Фэнтези».
Имеется и ещё жанр, или скорее, поджанр – супергеройские истории, который лично я очень люблю. Не смотря на то, что волшебники в нём встречаются и даже всевозможные волшебные существа и мифологические персонажи, и некоторые события происходят в средние века, его точно нельзя отнести к «фэнтези». Хотя бы потому, что не отвечает целому ряду требований, приведённых в энциклопедии. Во-первых, большая часть повествования идёт о нашем реальном мире, в настоящем или будущем. Во-вторых, главную роль играют мутанты или инопланетяне. В-третьих, сюжет, как правило, незамысловат и основной акцент делается на поединки и подвиги героев с особыми способностями. Однако, и к фантастике классической жанр не отнести, в полной мере, поскольку присутствует немало антинаучных теорий, зачастую, просто безумных или бредовых, которых никто и никогда не сможет воплотить, даже в теории и вряд ли поверит.
Можно было бы, ограничиться двумя фразами, вроде: — «Ну, фэнтези, это про всяких эльфов с гномами, драконов, гоблинов и прочих сказочных персонажей, эдакая сказка для подростков, брутальная, ничего не несущая, кроме удовольствия. А фантастика, про космические корабли, машины времени, параллельные измерения, в которых нет магии, подбрасывающая идеи для учёных – мечтателей, и всё, в том же духа, но это же не наш метод. А уж если и учить, то в лёгкой форме, так лучше воспринимается и быстрее запоминается. Поэтому, уважаемые слушатели, садитесь и приготовьтесь, надеюсь поведать вам три истории, после которых, уж точно столь разных жанров не перепутаете. А появятся сомнения, вернитесь вновь к лекции.
Фантастика и фэнтези: в чем различия?
Фантастика и фэнтези — два огромных направления, в рамках которых увидело свет множество самых разных книг. Однако до сих пор многие читатели путаются или спорят о терминологии. Фэнтези — часть фантастики? Что появилось первым? В чем разница между научной и остальной фантастикой? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы и разберемся, что отличает жанр фэнтези и фантастику.
Ни для кого не секрет, что фантастика в своей основе содержит фантастическое допущение — прием, с помощью которого автор рассказывает историю, отдельные элементы которой не могут существовать или произойти в реальном мире и зачастую ему противоречат.
Истории зарождения фантастики мы посвятили отдельный материал. Большой толчок к развитию жанра дали Жюль Верн, Герберт Уэллс и другие авторы конца XIX и начала XX века, которые не боялись заглядывать в будущее и включать в свои произведения элементы науки.
Первая половина XX столетия стала «золотым веком», расцветом классической научной фантастики. Именно тогда проявили себя Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Артур Кларк, Рэй Брэдбери — хотя многие их книги вышли уже после того, как «золотой век» формально завершился. Позднее фантастику принялись делить на разные подвиды и направления, выделяя твердую научную фантастику, космооперу, стимпанк, киберпанк, альтернативную историю, хронооперу, антиутопию, боевую фантастику, социальную, философскую…
С фэнтези дела обстоят чуть иначе. С одной стороны, этот жанр вырос на основе мифа и древних эпосов, и в его основе — не столько фантастическое допущение, сколько полностью ирреальный подход к происходящему в произведении. Иными словами, истории в жанре фэнтези могут вообще никак не соприкасаться с нашим миром, показывая совершенной иной мир со своими законами, необъяснимыми с точки зрения науки.
С другой стороны, фэнтези — самый что ни на есть поджанр фантастики. Просто исторически так сложилось, что его часто обособляют от остальной фантастики, и на то есть причины — например, то, что в рамках фэнтези тоже есть множество поджанров и направлений: эпическое, героическое, городское, детективное, юмористическое, технофэнтези.
Другой фактор обособления фэнтези — его высокий спрос среди читателей. Примечательно, что поклонники фантастики и фэнтези могут не пересекаться. Одни целенаправленно читают только про «магию и драконов», другим нужны звездолеты, роботы или новейшие научные изобретения. И отделять одно от другого просто удобно для всех. Впрочем, разумеется, немало читателей с удовольствием берутся за книги обоих направлений.
Во времена золотого века фантастики на Западе сформировалось устойчивое выражение science fiction and fantasy— дословно «фэнтези и научная фантастика». Оно как раз и разграничивало поджанры так, как это было наиболее удобно для понимая. На русском языке такой термин не прижился, и ему на смену пришло известное «фантастика и фэнтези».
Впрочем, бывает и такое, что книгу можно занести в оба жанра. Действие книги может происходить, например, в космосе, но если в сюжете присутствует магия, то от фэнтези никуда не деться. И наоборот: мир, в котором отсутствует магия, но сам по себе он полностью вымышленный, все равно причисляется к фэнтези. И таких примеров очень много.
Но как бы то ни было, главным отличием между фэнтези и фантастикой принято считать волшебство. Если в фантастике — даже максимально далекой от науки и реализма — принято хотя бы делать вид, что элементы «нереального» имеют обоснование, то в фэнтези многое может происходить «по волшебству». И даже сами герои могут не знать, как работает их мир — они просто принимают его таким, какой он есть.
Нередко можно встретить мнение, что хорошая книга едва ли укладывается в рамки каких-то жанров. Многие авторы даже намеренно сочетают жанры, чтобы их истории получались по-настоящему запоминающимися, необычными и яркими. Жанровая терминология удобна, чтобы обособлять одно от другого, как это происходит с фантастикой и фэнтези. Но это отнюдь не значит, что нужно замыкаться только на одном жанре или пытаться строго найти его границы, которые со временем размываются все сильнее.
Возникновение
Опять же, многие думают, что фантастика появилась лишь на рубеже девятнадцатого — двадцатого веков. Но это не верно. Как было написано выше, к фантастике относятся мифы и легенды разных народов. Фантастическая литература развивалась и в эпоху Возрождения (утопические произведения), и на протяжении всего средневековья (романтическая фантастика). А вот научная фантастика, как жанр, как раз появилась благодаря научно-техническому прогрессу девятнадцатого века. Первопроходцами жанра стали Жюль Верн, в СССР – А.Толстой, А. Беляев.
А вот отцом-основателем фэнтези считается Дж. Р. Р. Толкиен с его знаменитым Бильбо Бэггинсом («Хоббит, или Туда и обратно»). Потом идею добрых (и не очень) гномов, эльфов и гоблинов подхватили другие писатели. Но пик популярности фэнтези пришёлся на девяностые годы двадцатого века. И по сей день фэнтези – самый популярный вид фантастики, потеснивший научную фантастику.
Некоторые произведения стоят как бы на стыке этих жанров, например, творчество Урсула Ле Гуин. Её произведения относят то к фэнтези, то к фантастике. Это как раз тот случай, когда один жанр плавно перетекает в другой
Чем отличается фэнтези от фантастики
Фэнтези дает однозначный ответ на нравственные вопросы и этим, видимо, подкупает в наш век постоянных перемен и неопределенности. Оно, как добрая сказка, помогает читателю сориентироваться в моральном выборе и вспомнить простые, но важные истины.
Особенный мир
Мир фэнтези – это всегда мир чистой фантазии, не зря ведь само слово намекает на это. Полет фантазии автора практически ничем не ограничен: разные исторические эпохи и их неожиданные комбинации (пистолеты и бластеры у жителей Средневековья), мифические и сказочные персонажи, действующие на страницах книги (драконы, орки, рыцари Круглого стола), магия и сверхъестественные явления в обыденной жизни.
Чем отличается фэнтези от научной фантастики
Мир научной фантастики всегда более однороден, выдержан в едином стиле и населен авторскими персонажами, без привнесения общемировой культуры в виде Бабы Яги или джиннов. Конечно, у каждого правила есть исключения, достаточно вспомнить некоторые романы братьев Стругацких, тот же «Понедельник начинается в субботу».
Законы, действующие в мире
В научной фантастике все подчинено рациональному объяснению. Даже самые смелые допущения обосновываются научно, причем часто с привлечением новых теорий, недавних реальных открытий. Так этот жанр помогает осмысливать научные разработки, делать выводы о их будущем.
Сходства и различии фэнтези от фантастики коротко в таблице
Пункты сравнения | Фэнтези | Фантастика |
Мир | Уникальный, со своими законами | Похож на реальность либо на предсказания ученых |
Законы существования | Иррациональные, часто есть сверхъестественные силы, магия | Рациональные, строгое научное обоснование |
Развитие героя | Легко прослеживается | Может быть, как в фэнтези, а может и отсутствовать |
Время действия | Прошлое или настоящее | Будущее |
Главная идея | Общечеловеческие вопросы о нравственности и добре | Может совпадать с фэнтези либо быть более узко-философской |
Противостояние сил добра и зла
Для научной фантастики либо не характерно такое противостояние, либо же оно выражено менее однозначно. В конце перед читателем чаще всего оказывается вопрос без ответа: кто прав и как лучше было поступать.
Фантастика и фэнтези: в чем различия?
Фантастика и фэнтези — два огромных направления, в рамках которых увидело свет множество самых разных книг. Однако до сих пор многие читатели путаются или спорят о терминологии. Фэнтези — часть фантастики? Что появилось первым? В чем разница между научной и остальной фантастикой? Сегодня мы постараемся ответить на эти вопросы и разберемся, что отличает жанр фэнтези и фантастику.
Ни для кого не секрет, что фантастика в своей основе содержит фантастическое допущение — прием, с помощью которого автор рассказывает историю, отдельные элементы которой не могут существовать или произойти в реальном мире и зачастую ему противоречат.
Истории зарождения фантастики мы посвятили отдельный материал. Большой толчок к развитию жанра дали Жюль Верн, Герберт Уэллс и другие авторы конца XIX и начала XX века, которые не боялись заглядывать в будущее и включать в свои произведения элементы науки.
Первая половина XX столетия стала «золотым веком», расцветом классической научной фантастики. Именно тогда проявили себя Айзек Азимов, Роберт Хайнлайн, Артур Кларк, Рэй Брэдбери — хотя многие их книги вышли уже после того, как «золотой век» формально завершился. Позднее фантастику принялись делить на разные подвиды и направления, выделяя твердую научную фантастику, космооперу, стимпанк, киберпанк, альтернативную историю, хронооперу, антиутопию, боевую фантастику, социальную, философскую…
С фэнтези дела обстоят чуть иначе. С одной стороны, этот жанр вырос на основе мифа и древних эпосов, и в его основе — не столько фантастическое допущение, сколько полностью ирреальный подход к происходящему в произведении. Иными словами, истории в жанре фэнтези могут вообще никак не соприкасаться с нашим миром, показывая совершенной иной мир со своими законами, необъяснимыми с точки зрения науки.
С другой стороны, фэнтези — самый что ни на есть поджанр фантастики. Просто исторически так сложилось, что его часто обособляют от остальной фантастики, и на то есть причины — например, то, что в рамках фэнтези тоже есть множество поджанров и направлений: эпическое, героическое, городское, детективное, юмористическое, технофэнтези.
Другой фактор обособления фэнтези — его высокий спрос среди читателей. Примечательно, что поклонники фантастики и фэнтези могут не пересекаться. Одни целенаправленно читают только про «магию и драконов», другим нужны звездолеты, роботы или новейшие научные изобретения. И отделять одно от другого просто удобно для всех. Впрочем, разумеется, немало читателей с удовольствием берутся за книги обоих направлений.
Во времена золотого века фантастики на Западе сформировалось устойчивое выражение science fiction and fantasy— дословно «фэнтези и научная фантастика». Оно как раз и разграничивало поджанры так, как это было наиболее удобно для понимая. На русском языке такой термин не прижился, и ему на смену пришло известное «фантастика и фэнтези».
Впрочем, бывает и такое, что книгу можно занести в оба жанра. Действие книги может происходить, например, в космосе, но если в сюжете присутствует магия, то от фэнтези никуда не деться. И наоборот: мир, в котором отсутствует магия, но сам по себе он полностью вымышленный, все равно причисляется к фэнтези. И таких примеров очень много.
Но как бы то ни было, главным отличием между фэнтези и фантастикой принято считать волшебство. Если в фантастике — даже максимально далекой от науки и реализма — принято хотя бы делать вид, что элементы «нереального» имеют обоснование, то в фэнтези многое может происходить «по волшебству». И даже сами герои могут не знать, как работает их мир — они просто принимают его таким, какой он есть.
Нередко можно встретить мнение, что хорошая книга едва ли укладывается в рамки каких-то жанров. Многие авторы даже намеренно сочетают жанры, чтобы их истории получались по-настоящему запоминающимися, необычными и яркими. Жанровая терминология удобна, чтобы обособлять одно от другого, как это происходит с фантастикой и фэнтези. Но это отнюдь не значит, что нужно замыкаться только на одном жанре или пытаться строго найти его границы, которые со временем размываются все сильнее.
Отношение к реальности
Как отличить фэнтези от фантастики
В широком смысле фантастикой считается любая история, повествующая о том, что не может происходить в настоящее время. Эти произведения, как и фэнтези, описывают несуществующие явления и события. Но фантастика считается самостоятельным жанром, а фэнтези – ее разновидностью. Помимо этого направления, она включает в себя магический реализм, ужасы, научную фантастику и проч.
Основное отличие фантастических и фэнтезийных произведений заключается в том, что в первом случае события так или иначе меняют мир, нередко являясь последствиями глобальных катастроф или научных экспериментов. В фэнтези же происходящее не изменяет уклад мироздания, а является его неотъемлемой частью.
Помимо этого, разницу между жанрами можно определить по ряду следующих критериев:
- События в фантастических сюжетах, хоть и являются вымыслом, но теоретически могли бы произойти. А идея фэнтези заключается в описании явлений, невозможных в реальной жизни ни при каких условиях.
- Действие в фантастических произведениях происходит в далеком (и не очень) будущем. Фэнтезийные сюжеты уводят в прошлое либо переносят читателя в параллельные миры, нередко существующие «вне времени».
- Мир в фантастике похож на реальный, и нередко события совпадает с прогнозами ученых. Фэнтези же описывает уникальные условия, в которых пребывают персонажи.
- В фантастике авторы дают объяснение происходящему, опираясь на конкретные законы (допустим, поясняют, что причиной либо целью вторжения инопланетян прослужил тот или иной фактор). В фэнтези все невероятные события связаны с магией и волшебством, и их природа часто остается втайне.
- Персонажами фантастических романов или рассказов, помимо человека, чаще всего являются представители других цивилизаций, роботы, животные/насекомые-мутанты и проч. А герои фэнтези – это по большей части сказочные или мифические существа (орки, эльфы и т. д.).
- Действующие лица в фантастике оказываются в необычных условиях вследствие каких-то событий, а для фэнтезийных персонажей иллюзорный мир является естественной средой.
- Главная идея фэнтези – это противостояние добра и зла. Фантастика же, помимо этого, может поднимать и какие-либо узконаправленные темы (например, о вмешательстве человека в природные процессы).
Основа фантастических произведений – наука, ее открытия и достижения. Сюжеты являются фантазией авторов о будущем, своеобразными рассуждениями на тему «что будет, если…». А фэнтези берет начало от сказок, мифов, преданий и легенд. Но это не говорит о том, что такие романы описывают лишь прошлое. Есть немало произведений, созданных в стиле городского фэнтези, где сказочные персонажи оказываются в современном мире.
Чем отличается фэнтези от фантастики?
Если перечислить главные бестселлеры, вышедшие за последние лет десять-двадцать, и затем обозначить их жанры, то подавляющее большинство названий окажется в разделе «Фэнтези». «Гарри Поттер» Дж. Роулинг, «Сумерки» С. Майер, «Дозоры» С. Лукьяненко – все эти нашумевшие серии, прекрасно экранизированные и привлекшие множество поклонников, несомненно относятся к обозначенному жанру.
При этом ближайшая родственница фэнтези – научная фантастика – значительно сдала свои позиции именно в XXI веке. В чем секрет такой популярности фэнтези? Чем отличается фэнтези от фантастики? Постараемся разобраться по пунктам.
Чем отличается Фэнтези от Фантастики?
Начнём, пожалуй, с самых истоков зарождения искусства. Искусство это так или иначе переосмысление увиденного. В Древнем мире люди изображали на скалах мамонтов и себе подобных — то есть то, с чем они имели дело в реальном мире. Постепенно с зарождением цивилизации, появлением государств и развитием человечества в целом, начали появляться изображения нереалистичного. Египетские боги, греческие мифы и так далее. Зародилось то, что сегодня мы называем фантастикой.
На мой взгляд самое простое, не углублённое в суть, объяснение разницы между фэнтези и фантастикой — это допущение. Если мы говорим именно о научной фантастике, то от фэнтези её отличает допущение. Это могут быть научные прогнозы автора, причём им даже необязательно сбываться. Главное, чтобы они придерживались околонаучной тематики. И хоть как-то пытались объяснить нереалистичное с научной точки зрения. К примеру, в Мстителях 2012 года, создавая Левиафан, авторы действительно обдумывали, засчёт чего он может держаться в воздухе.
Фэнтези напротив, не пытается объяснить законы по которым существует выдуманный мир. Авторы просто ставят нас перед фактом существования волшебства, эльфов или чего-то подобного. Во «Властелине колец» мы наблюдаем за сказочным миром Средиземья и не задумываемся о том, как можно объяснить происходящее с научной точки зрения, в то же время в научно-фантастической «Космической одиссеи 2001 года» Стэнли Кубрика мы наблюдаем хоть и за нереалистичным и модернизированным, но привычном нам миром.
По сути, ответ на вопрос дан, но на самом деле мир фантастики гораздо сложнее и его нельзя однозначно делить на чёрное и белое. Например, «Звёздные войны» нельзя на 100% отнести ни к научной фантастике, ни к фэнтези. Действие саги происходит в вымышленном мире со своими законами, но при этом имеет научно-фантастический антураж: космические корабли, лазерные мечи и т. д.
Давайте для начала определимся, что и фэнтези, и научная фантастика являются всего лишь направлениями такого жанра как фантастика. К другим видам фантастики можно отнести фантасмагорию и даже фильмы ужасов. Я называю эти вещи направлениями, а не жанрами не случайно. Фантастику нельзя назвать жанром наравне с драмой, комедией или триллером. Фантастика является скорее способом донесения определённой идеи кинотворца.
Как я уже сказал ранее фантастика может принимать в себя любой жанр, в том числе и фэнтези. Одним из пионеров направления стал фильм «Уиллоу» 1988 года. Ему удалось собрать две номинации на оскар и пять на золотой глобус, но к сожалению кино провалилось в прокате. Массовому зрителю того времени не была интересна сказочная история о злой волшебнице и пророчестве. Хотя это кино до сих пор является одним из лучших представителей сказочного фэнтези, которое очень тонко передаёт замечательную историю, а помогает ей в этом отличный саундтрек. Этот фантастический, а в более узком рассмотрении фэнтезийный фильм является и приключением, и драмой, и боевиком.
Или взять к примеру фильм Лобстер 2015 года, который является одним из самых недооценённым кино. Массового зрителя от картины оттолкнул поверхностный взгляд на её концепцию. Сюжет фильма строится вокруг антиутопичного мира, в котором одиночество находится под строжайшим запретом. Людей без пары отправляют в специализированные отели и дают 45 дней на поиск второй половины. При неудаче одиночек превращают в животных на выбор и отправляют в лес. Ну вы поняли…
Именно таким фантастичным описанием фильм и оттолкнул от себя зрителя, посчитавшего, что это кино не для него. Но на самом деле картина является мощной критикой на современный мир, его устои и взгляды человека на романтические отношения. Кино высмеивает устаревшие устои, при которых человек обязательно должен находиться в отношениях и без них не может быть самодостаточным. Почему даже пытаясь завести отношения, люди должны следовать каким-то стандартам и правилам?
Обо всём этом говорит ФАНТАСТИЧЕСКИЙ фильм. Что в очередной раз доказывает глобальность разносторонность фантастики. Лобстер собрал в себя драму, мелодраму, комедию и триллер.
Смотрите хорошее кино и получайте от него удовольствие вне зависимости от жанра.
Классификация
Различие фэнтези и научной фантастики проявляется в наличии различных жанровых ответвлений. Так, в соответствии с давней традицией предлагают выделять «твердую» и «гуманитарную» научную фантастику. Кроме того, иногда в качестве жанрового ответвления предлагают рассматривать утопию, антиутопию и роман-предупреждение. Легко заметить, что первые жанровые признаки базируются на соотношении «научности» и «литературности» в текстах Уэллса, Азимова и других писателей. Что же касается приписываемых жанру научной фантастики утопии и антиутопии, то это точка зрения, скорей всего, ошибочна. Романам наподобие «Мы» Замятина или «1984» Дж. Оруэлла присуща особая поэтика, которая только заимствует некоторые приемы из научной фантастики
Жанр фэнтези обычно классифицируют по иному – тематическому принципу. Так, литературоведы обычно говорят о мифологической (например, роман М. Семеновой «Волкодав»), сказочной, игровой (произведения Р. Кнаака) разновидностях этого жанра.
Чем отличается фэнтези от фантастики
Фэнтези дает однозначный ответ на нравственные вопросы и этим, видимо, подкупает в наш век постоянных перемен и неопределенности. Оно, как добрая сказка, помогает читателю сориентироваться в моральном выборе и вспомнить простые, но важные истины.
Особенный мир
Мир фэнтези – это всегда мир чистой фантазии, не зря ведь само слово намекает на это. Полет фантазии автора практически ничем не ограничен: разные исторические эпохи и их неожиданные комбинации (пистолеты и бластеры у жителей Средневековья), мифические и сказочные персонажи, действующие на страницах книги (драконы, орки, рыцари Круглого стола), магия и сверхъестественные явления в обыденной жизни.
Поджанры
Поджанров научной фантастики не очень много. Мы просто перечислим основные и типичных представителей данного поджанра: технологическая фантастика (Р. Хайнлайн), киберфантастика (А. Кларк), социологическая (Оруэлл). Каждый из этих поджанров пережил пик популярности на определённое десятилетие двадцатого века. Но в последние несколько десятилетий научно-фантастическую литературу потеснил жанр фэнтези во всех его проявлениях.
Жанров фэнтези огромное количество. Более того, с развитием интернета и компьютерных игр, этот жанр отвоевал себе ещё одну нишу. Наиболее распространенные поджанры: волшебное, мистическое и наукообразное.
Также фэнтези тесно сплелась с другими литературными жанрами, породив фантастический детектив или фантастический боевик.
Разница между фэнтези и научной фантастикой
Организация повествования
Внелитературный аспект
История развития научной фантастики и фэнтези также различна. Особенно это видно на примере русской литературы, где произведения наподобие романов Толкиена оставались под запретом. В то же время научная фантастика была едва ли не единственным способом, который позволял инакомыслящим писателям без страха выражать собственную позицию. И оставаться при этом в «разрешенных» рамках. Изображение будущего не возбранялось; напротив, оно даже приветствовалось, особенно если носило ярко выраженные утопические черты.
Однако на рубеже веков ситуация изменилась. Появилось польское, украинское, русское фэнтези. Авторы широко начали использовать в своих произведениях элементы этого жанра. Ныне Олди, Валентинова, Лукьяненко можно назвать классиками (разумеется, в рамках этой литературы).
TheDifference.ru нашёл следующие отличия научной фантастики от фэнтези:
Чем фэнтези отличается от фантастики?
На первый взгляд многим может показаться, что оба жанра являются одним и тем же. Они содержат различные миры, расы, сверхспособности персонажей, нереальные события, сказочные существа.
Однако, для человека, который прочитал немало книг, существует иное мнение. В чем же заключается разница фантастики и фэнтези?
Главной отличительной особенностью фантастики от фэнтези является то, что в ней автор стремится объяснить описанный мир с точки зрения науки.
У фэнтези лишь гипотетическое существование мира, которое не имеет точного местонахождения, а законы в ней уникальны. Он наполнен магией, сказочными существами.
Помимо этого, можно отметить различное развитие главных героев. В фэнтези оно прослеживается. Герой меняется на протяжении всего пути повествования. В фантастике время действий всегда происходит в будущем, показывая возможные изменения в науке, технологиях, мышлении человечества.
Также отличить оба направления можно по заложенной основной идее: у фэнтези это общие вопросы человечества, у фантастики – философские. С помощью своих произведений писатели открывают для реальных ученых новые горизонты, открытые вопросы, которые требуют объяснения.
Чем отличается фэнтези от научной фантастики
Мир научной фантастики всегда более однороден, выдержан в едином стиле и населен авторскими персонажами, без привнесения общемировой культуры в виде Бабы Яги или джиннов. Конечно, у каждого правила есть исключения, достаточно вспомнить некоторые романы братьев Стругацких, тот же «Понедельник начинается в субботу».
Законы, действующие в мире
В научной фантастике все подчинено рациональному объяснению. Даже самые смелые допущения обосновываются научно, причем часто с привлечением новых теорий, недавних реальных открытий. Так этот жанр помогает осмысливать научные разработки, делать выводы о их будущем.