в

Чем новелла отличается от рассказа?

Различия между рассказом, новеллой, новеллой и романом  -  гуманитарные науки  2024

Ссылки

Определения и характеристика

  • «„Твёрдые“ и „свободные“ формы в эпике: новелла, повесть, рассказ» . В кн.: «Теоретическая поэтика. Понятия и определения. Хрестоматия». Автор-составитель Н. Д. Тамарченко
  • М. Юнович. «Новелла» – статья из «Литературной энциклопедии» (1929-1939)
  • Людмила Поликовская. «Рассказ» – статья из энциклопедии «Кругосвет»
  • М. Петровский. «Повесть» – статья из «Литературной энциклопедии» (1925)
  • Б. А. Максимов. «Особенности сюжетной структуры в авторской сказке и фантастической новелле эпохи романтизма»
  • О. Ю. Анциферова. «Детективный жанр и романтическая художественная система»

Отдельные авторы и произведения

  • В. И. Тюпа. «Эстетический анализ художественного текста (Часть первая: Сюжет „Фаталиста“ М. Лермонтова)»
  • Ю. В. Ковалёв. «Эдгар По» – статья из «Истории всемирной литературы»

Жанры прозы

Сюжет является одним из ключевых элементов и для рассказа, и для новеллы. Он состоит из последовательности событий, которые происходят с персонажами произведения.

Персонажи — важный элемент в обоих жанрах прозы. Они создаются автором, обладают определенными чертами характера и имеют свои мотивы и цели.

Глубина психологической проработки персонажей может отличаться в рассказе и новелле. Во второй обычно более развернутая проработка характеров героев, что позволяет создать комплексную картину их внутреннего мира и поведения.

Художественность присутствует и в рассказе, и в новелле. Однако, новелла более глубоко изучает различные аспекты жизни и общества, что позволяет ей быть более художественной и крупноформатной.

Основное отличие между рассказом и новеллой заключается в структуре. Рассказ обычно имеет более компактную форму и связан с одним эпизодом или событием, в то время как новелла включает в себя более сложный и разветвленный сюжет.

Таким образом, рассказ и новелла являются двумя различными жанрами прозы, каждый из которых отличается своими особенностями и способом подачи материала.

Определение и общая характеристика

Основное отличие новеллы от рассказа заключается в ее размере и степени развития сюжета. Новелла чаще всего имеет более масштабную и сложную структуру, по сравнению с рассказом, что позволяет автору более глубоко проработать сюжет и персонажей.

В новелле часто можно найти более сложные сюжетные повороты и глубину характеров персонажей, что делает ее более интересной и запоминающейся. Новелла позволяет автору более свободно раскрыть свои идеи и отражать различные аспекты человеческой природы.

Таким образом, художественность новеллы проявляется не только в умении автора создать качественный и интересный сюжет, но и в способности глубже погрузиться в сущность человеческих отношений и показать их сложность и противоречия.

Различия в объеме

Большой объем новеллы позволяет более полно и детально раскрыть сюжет и создать более сложную структуру произведения. Новелла может содержать несколько действий, переплетающихся сюжетных линий, а также детальные описания характеров и взаимоотношений между персонажами.

Вместе с тем, рассказ обычно имеет более лаконичную структуру и сосредотачивается на ключевых событиях и поворотных точках в сюжете. В рассказе меньше места отведено для описания персонажей и их внутреннего мира, что придает рассказам особую художественность и эффектность.

Характеристика новеллы

Новелла характеризуется несколькими важными чертами: предельная краткость, острый, даже парадоксальный сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка. Действие новеллы происходит в современном автору мире. Фабульная конструкция новеллы схожа с драматической, но обычно проще.

Об остросюжетности новеллы говорил Гёте , давая ей такое определение: «свершившееся неслыханное событие» .

В новелле подчёркивается значение развязки, которая содержит неожиданный поворот (пуант, “соколиный поворот”). По утверждению французского исследователя, «в конечном счёте, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка» . Виктор Шкловский писал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б» . Он выделил особый тип развязки, названный им «ложный конец»: обычно он делается из описания природы или погоды.

У предшественников Боккаччо новелла имела морализующую установку. Боккаччо сохранил этот мотив, но у него мораль вытекала из новеллы не логически, а психологически и часто являлась только поводом и приёмом . Позднейшая новелла убеждает читателя в относительности моральных критериев.

Художественные особенности

Размер: Одно из основных отличий новеллы от рассказа заключается в ее размере. Новелла обычно гораздо более объемная, по сравнению с рассказом. Это позволяет автору более развернуто изложить свои мысли и задумки, выстроить более сложные и глубокие художественные образы.

Художественность: Новелла, как и рассказ, является произведением художественной литературы, однако она обладает более высокой степенью художественности. Автор новеллы часто обращается к различным литературным приемам, создает оригинальные образы и затрагивает глубокие философские и психологические темы.

Структура: Новелла имеет свою особую структуру. Она чаще всего состоит из нескольких частей или глав, которые могут быть связаны общей темой или сюжетной линией. Каждая часть помогает художественно развивать и раскрыть основные идеи произведения.

Персонажи: В новелле персонажи обычно более глубоко проработаны и раскрыты. Автор имеет возможность более подробно описать их внутренний мир, чувства и эмоции. Как правило, в новелле появляются главные герои, чьи судьбы и переживания становятся основой сюжета.

Сюжет: Сюжет новеллы отличается от сюжета рассказа тем, что он более развернутый и сложный. Новелла позволяет автору более детально разработать сюжетную линию и повествование, создать остросюжетные повороты и неожиданные развязки.

Рассказ: Отличительная черта новеллы от рассказа заключается в ее более глубокой художественности и размере. В новелле автор раскрывает более сложные и глубокие темы, создает более разнообразных и интересных персонажей, а также строит сложный и оригинальный сюжет.

Отличается: В целом, новелла отличается от рассказа более развернутым повествованием, сложной структурой, более глубоко проработанными персонажами и богатым сюжетом. Она предлагает читателю более широкий обзор и глубину в изучении тем и идей, представленных автором.

Глубина характеров персонажей

В структуре новеллы особое внимание уделяется описанию внутреннего мира героев. Автор имеет возможность раскрыть их чувства, мысли, мотивацию, что позволяет создать более глубокую и реалистичную картину

Глубина характеров персонажей в новелле является одной из основных художественных особенностей этого жанра. Отражая многообразие человеческой психологии, новелла позволяет читателю лучше понять и проникнуть в душу героев.

Более длинный размер новеллы по сравнению с рассказом также способствует более глубокому развитию и исследованию характеров персонажей. В новелле автору есть чем заполнить пространство и раскрыть каждого героя наиболее полно и основательно.

Важным элементом новеллы является сюжет. Из-за глубины характеров персонажей, сюжет новеллы может быть менее интригующим и динамичным, но зато более эмоциональным и запоминающимся.

НовеллаРассказ
Отличается
Глубина характеров персонажей
Структура
Художественность
Сюжет
Размер

Насыщенность сюжета и драматичность

В отличие от рассказа, который обычно имеет небольшой размер и фокусируется на одном эпизоде из жизни героя или одной конкретной ситуации, новелла представляет собой более обширное произведение, где разворачивается сложный и насыщенный сюжет. Новелла предоставляет автору возможность более детально и полно раскрыть характеры героев, описать их внутренний мир и проследить за их эмоциональной динамикой.

Драматичность новеллы проявляется в том, что она часто рассказывает о серьезных и драматических событиях, которые оказывают сильное влияние на героев и меняют их жизнь окончательно. Это может быть смерть близкого человека, серьезная болезнь, трагическая потеря или несчастный случай. Новелла позволяет автору более глубоко и интенсивно исследовать эти события и их влияние на жизнь героев.

Таким образом, новелла отличается от рассказа своей насыщенностью сюжетом и драматичностью. Она предоставляет более полный и подробный обзор событий и действий героев, а также глубоко исследует их эмоциональный мир и реакцию на драматические события.

Новелла в китайской литературе

Китай является классической страной новеллы, которая развивалась здесь на основе постоянного взаимодействия литературы и фольклора с III до XIX век: в III-VI вв. были широко распространены мифологические былички , смешавшиеся с отрывками из исторической прозы и отчасти оформленные по её канонам (позднее, в XVI веке , их назвали термином «чжигуай сяошо», т. е. рассказы о чудесах). Они были важнейшим источником классической художественной новеллы эпохи Тан и Сун (VIII-XIII вв.), так называемых «чуаньци», написанных на классическом литературном языке . С эпохи Сун появляются сведения о народном сказе «хуабэнь» (букв. «основа рассказа»), широко использовавшем как наследие классических танских чуаньци, так и собственно фольклорные источники, демократизировавшем жанр новеллы и по языку, и по тематике. Хуабэнь постепенно перешли полностью из фольклора в литературу и достигли высшего развития в письменной форме («подражательные хуабэнь») в конце XVI-начале XVII век

Старейшиной английских новеллистов принято считать Томаса Гарди (хотя он не был ни самым первым, ни самым старым). Гарди был тесно связан с реалистическими традициями диккенсовской школы . Другой великий английский новеллист – Оскар Уайльд – относился скорее к эстетам , отрицал реализм . Его новеллам были чужды проблемы социологии, политики, общественной борьбы и т.д. Отдельное место в английской новеллистике занимает такое течение, как натурализм . Характерным направлением натурализма стала так называемая «литература трущоб» (сборник новелл Артура Моррисона «Рассказы о трущобах», 1894; новелла Джорджа Мура «Театр в глуши», пр.). Еще одним направлением в английской литературе, противопоставлявшем себя эстетам и натуралистам , считается «неоромантизм» . Английскими новеллистами из числа «последних романтиков» были Роберт Стивенсон , а позднее Джозеф Конрад и Конан Дойль . В начале XX века английская новелла становится более «психологичной». Здесь стоит отметить Кэтрин Мэнсфилд , новеллы которой зачастую были практически «бессюжетными»

Все внимание в них было прикованно к внутренним переживаниям человека, его чувствам, мыслям, настроению. В первой половине XX века английской новелле были свойственны психологизм , эстетизм и «поток сознания»

Самыми яркими представителями английской литературы эпохи модернизма были Вирджиния Вульф , Томас Элиот ,Джеймс Джойс , Олдос Хаксли .

Среди английских писателей, в разное время создававших произведения в жанре новеллы, такие замечательные авторы, как Джером К. Джером , Джон Голсуорси , Сомерсет Моэм , Дилан Томас , Джон Соммерфилд, Дорис Лессинг , Джеймс Олдридж и др.

17000 – 40 000 слов

Новеллы были впервые представлены в раннем Возрождении (1300-е годы), но их жанр не утвердился до конца 18 – начала 19 века. Новелла длиннее повести, и ее иногда называют длинным рассказом или коротким романом. Хотя в прошлом повести обычно писались и публиковались, и некоторые из них пользовались большим успехом (например, «Заводной апельсин » Энтони Берджесса и «Метаморфозы » Кафки), в наши дни они считаются неудобными по длине и могут быть более трудными. чтобы опубликовать новеллу.

Он может включать в себя несколько сюжетных линий, поворотов и персонажей. Ограничения по длине означают, что в новелле вы найдете меньше конфликтов, чем в романе, но также будет больше нюансов и сложностей, чем вы найдете в рассказе. Новеллы чаще сосредоточены на личном и эмоциональном развитии одного персонажа, чем на крупномасштабных проблемах. В прошлом повесть часто писалась с сатирическими, моральными или образовательными целями. Поэтому обычно он изображает рассказ или историю одного персонажа, но, как я уже упоминал, он может включать несколько персонажей. В отличие от романов, новеллы обычно не делятся на главы и, как и рассказы, часто предназначены для чтения за один присест.

Слова «роман», «novelette» и «novella» происходят от итальянского слова «novella», женского рода слова «новелло», что означает «новый».

Кейт Тер Харр

Творчество

Романтика Гофмана весьма специфична и отличается от того, что писали представители данного направления. Большинство авторов подходили к изображаемым предметам и персонажам очень серьезно, прославляя идею абсолютной свободы. Но Эрнст Амадей отказался от этих установок, введя в свое повествования элементы острой сатиры. Кроме того, автор отказался от утопических идеалов свободы, сконцентрировавшись исключительно на характерах своих героев. Сказки Гофмана фантастичны и с примесью ужаса, но, тем не менее, они не столько пугают, сколько поучают. Юмор автора также весьма специфичен. Писатель в едкой и весьма ироничной форме высмеивает пороки современного ему общества, за что, возможно, его произведения и не пользовались большой популярностью у него на родине. Зато в нашей стране он получил признание. Белинский называл его величайшим поэтом, а Достоевский всерьез увлекся его творениями, более того, сказки Гофмана нашли свое отражение в сочинениях романиста.

Отличия от рассказа

Рассказ и новелла относятся к одному повествовательному жанру, но между ними есть существенная разница. Хотя заметны и общие черты:

  • краткость;
  • четко обозначенный сюжет;
  • динамика;
  • интересная развязка.

Но у новеллы есть несколько особенностей. В таких произведениях нет авторской оценки характеров и действий персонажей. А в рассказе это косвенно выражается в психологических портретах героев, они важны для более глубокого понимания их душевного состояния. Сюжет основывается именно на пребывании персонажа в необычной ситуации и его отношении к происходящему. Все действия привязаны к одному месту и ограничиваются во времени.

Психологизма в новелле нет, здесь важно правильно задать динамику и вызвать напряженность. В этом заключается главное отличие от рассказа

Не герой находится в центре внимания, а события, которые с ним происходят. Короткие истории не содержат скрытого подтекста и завуалированных психологических приемов, в них не ведется тонкая игра. Все действия читатель наблюдает открыто, автор только старается сделать сюжет острее, довести произведение до предела в самом конце.

В рассказе возможны ответвления от главных событий, значит, присутствуют вставные — дополнительные — персонажи. Новелла развивается только на основе ситуации, в которую попал главный герой. Других персонажей в ней обычно нет, как и дополнительных эпизодов. Но если вставные события необходимы для придания остроты сюжету, то автор может их добавлять.

Что такое рассказ?

Начать разбор того чем отличается новелла от рассказа следует с того, что нужно дать определение этим понятием. Рассказ – это небольшое литературное произведение, повествующее о конкретном событии, которое произошло с героем.

Практически все рассказы это проза, но есть и стихотворная форма. Главная особенность жанра заключается в том, что рассказ сосредоточен на одном герое или событие.

Основу рассказа составляют детали

То есть это то, что важно. Деталями могут служить детальное описание внешности персонажа, интерьера помещения, характер или манера общения

Благодаря всему этому у читателя формируется четкий образ.

Детали оголяют нам сущность героя, через то, как она проявляется

Поэтому читатель должен обращать внимание даже на мелочи, ведь в конечном итоге они могут сыграть решающую роль

В основном все рассказы имеют сюжет. Они повествуют о конкретном событии, которое произошло с героем. Однако можно встретить и произведения, не имеющие четкого сюжета. В качестве примера можно вспомнить «Красавицу», написанную И.А. Буниным.

Главные отличия новеллы от рассказа

  1. В рассказе события описываются с большей художественной выразительностью, чем в новелле.
  2. Автор рассказа свободно показывает свое личное отношение к происходящему в произведении, главным действующим лицам, их мыслям и поступкам. Для автора новеллы такое недопустимо. Главная черта новеллы – это отсутствие всякой авторской оценки.
  3. В рассказе автор стремится показать внутренне развитее главного героя, мотивы его поступков. Для новеллы же главным являются динамика сюжета и острота конфликта. Новелла изображает событие, не анализируя психологию персонажей.
  4. Острота конфликта в новелле выражена сильнее, чем в рассказе.
  5. Очень часто рассказ несет в себе скрытый подтекст. В новелле не допускаются никакие другие трактовки основного сюжета.
  6. В рассказе допускается наличие нескольких сюжетных линий. В новелле присутствует лишь одна сюжетная линия.

Хотя в русском литературоведении новеллу и выделяют как самостоятельный литературный жанр, российские писатели редко к нему обращаются, отдавая предпочтение рассказу. Многие российские критики единодушны с западными коллегами в том, что новелла и рассказ настолько близки, и их отличия не так значительны, чтобы считать новеллу самостоятельным жанром. Они приравнивают новеллу к рассказу, либо считают новеллу одним из разновидностей рассказа.

Новелла и рассказ – эти два литературных понятия практически одинаковы. Однако это только на первый взгляд. Действительно в европейской традиции понятие новеллы зачастую используется как синоним рассказа. Однако в русском литературоведении новелла и рассказ хотя и имеют общие черты, однако вполне четко разделены. Давайте рассмотрим отличие рассказа от новеллы поподробнее.

Итак, что такое рассказ? Это малая форма эпической прозы, для которой характерно единство художественного события. А что такое новелла? Это тоже малая форма эпической прозы, для нее свойственен непредсказуемый, неожиданный конец. Как видим из представленных определений, рассказ и новеллу объединяет небольшой объем. Некоторые литературоведы относят новеллу к разновидности рассказа. Однако существуют некоторые отличия рассказа от новеллы.

Прежде всего, в рассказе главное место занимает авторское повествование, различные описания, начиная от пейзажных зарисовок и заканчивая психологическим состоянием героя. Кроме того, в рассказе, как правило, отчетливо выражена позиция автора, его субъективная оценка описываемым событиям. В рассказе описывается случай, который может приключиться с любым человеком. Персонажу рассказа может даваться подробная характеристика. Рассказ как жанр более распространен в русской литературе.

Чем отличается новелла от рассказа? Новелле не свойственен психологизм. В новелле вы не найдете описаний, оценок и прочих характеристик. Во главу угла автор новеллы ставит необычный, неординарный сюжет. И если рассказ обращен к созерцательной стороне человеческого бытия, то новелла – к деятельной.

Итак, главное отличие рассказа от новеллы – это художественность изображаемого. Это достигается не за счет напряженного сюжета и необычности происходящего (как в новелле), а посредством всевозможных описаний.

Что такое новелла?

Однозначного мнения по поводу новелл нет. Многие этот термин используют в качестве синонима рассказу, думая, что это равнозначные понятия. Но специалисты склоняются к тому, что разница между ними есть и достаточно существенная

Поэтому важно знать, чем новелла отличается от рассказа

Слово «новелла» пришло к нам с итальянского языка, и в переводе означает «новость». Для жанра также характерен небольшой размер, выраженный сюжет, нейтральность автора и неожиданная концовка.

Прародителем новелл можно считать сказки, басни и анекдоты. Но она приобрела свои очертания, и теперь от анекдота она отличается тем, что она может быть не комичной. От басни она отличается отсутствием назидательного характера. В ней нет волшебства, которое присуще сказкам.

Классическая новелла сформировалась в эпоху Ренессанса. В это время она обрела следующие характерные черты:

  • острый сюжет;
  • драму;
  • конфликт;
  • непредсказуемые повороты сюжета.

Новелла в русской литературе

В
русской литературе новелла – редкий
жанр.

Классическими
новеллами были произведения, составляющие
«Повести Белкина» А. С. Пушкина.

Э
то
короткое повествование, как правило, с
одним событием и с минимальным количеством
персонажей. Жанр родился в 14-15 в.в. Самая
яркая писательская фигура того времени
среди новеллистов – Д.Бокаччо. Новелла,
по существу, это рассказ, но с одной
обязательной финальной особенностью:
у нее неожиданный конец. Он, разумеется,
логичен, но чаще всего читатель ждет
иного разрешения действия. Это накладывает
на новеллу характер художественной
интриги и вообще делает все повествование
очень увлекательным. Особенно это
относится к приключенческим сюжетам,
ко всякого рода таинственным историям.

Рассказ

малая эпическая прозаическая форма,
небольшое произведение с ограниченным
числом персонажей (чаще всего повествуется
об одном или двух героях). В рассказе,
как правило, ставится одна проблема и
описывается одно событие. Например, в
рассказе Тургенева «Муму» основным
событием является история приобретения
и потери Герасимом собаки. Новелла
отлича­ется
от рассказа лишь тем, что в ней всегда
неожиданный финал, хотя в целом границы
между этими двумя жанрами весьма условны.

Рассказ,
как и повесть, так же вид повествовательной
прозы и относится к эпическим жанрам.
Если повесть назвать малой прозой, то
рассказ это проза маленькая, «миниатюрная».
Размер среднего рассказа варьируется
от 2 до 50-70 печатных страниц. Вообще то,
это тема ещё одного крупного литературного
спора – 70 страниц – это рассказ, новелла
или может уже повесть? Однозначного
ответа нет, тут всё зависит исключительно
от содержания

На наш взгляд, для обычного
читателя это совсем не важно, поэтому
можете считать рассказом то, что меньше
этого объёма.
Рассказ,
это такое художественное произведение,
которое традиционно приурочено одному
событию в жизни человека. В рассказе вы
не сможете найти описания детства
главного героя, такого подробного как
повести, автор знакомит читателя с
героем ровно на столько, чтобы читатель
мог понимать, как сложилась описываемая
в теперешний момент ситуация

Многие
литературоведы считают, что писать в
жанре рассказа гораздо труднее, чем,
скажем, в жанре повести. Почему? –
спросите вы.
Дело
в том, что за короткий момент действия,
описанного в рассказе, автор раскрывает
существенные, типические черты жизни
героя. Рассказ читается и усваивается
легко, поэтому большинство классических
рассказов включают в школьную программу
по мировой и русской литературе. Мастером
рассказа в отечественной литературе
считается Антон Павлович Чехов. Его по
праву можно ставить у истоков «новой
литературы». Его рассказы показались
необычными и замечательными многим
читателям, на них написано великое
множество профессиональной литературной
критики. Рассказы Чехова так жизненны,
так как основной его творческий метод
– реализм. На самом деле жанров рассказа
также достаточно много:
Фантастический рассказ (Рей Брэдбри,
Айзек Азимов)
Фэнтезийный рассказ
Юмористический рассказ
Приключенческий рассказ

П
о
сравнению с новеллой рассказ считается
более «спокойным «жанром». Исторически
он предшествует новелле (появился во
времена Древнего Египта).

Рассказ –
это небольшое по объёму произведение,
содержащее малое количество действующих
лиц
, а также, чаще всего, имеющее одну
сюжетную линию.

Для
рассказа, прежде всего в силу объема,
характерно наличие одной главной
проблемы, в отличие от повести или
романа, которые могут описывать множество
конфликтов и широкий круг проблем.

Новелла – это малая повествовательная проза, особый литературный жанр, близкий к рассказу, очерку, эссе. Отличается данное произведение четко очерченным сюжетом с кульминацией и финалом. Еще одно отличие новеллы от других жанров – это ограниченное число персонажей. Если в романе или повести насчитывается обычно до двух десятков действующих лиц, то в новелле их всего два-три. Искусство короткого рассказа как раз и заключается в том, чтобы довести до читателя содержание достаточно широкой темы, изложенной в сжатом виде.

TheDifference.ru определил, что отличие новеллы от рассказа заключается в следующем:

В новелле острота сюжета выражена в большей степени, чем в рассказе.
Для новеллы характерен нейтральный стиль изложения, в то время как в рассказе используется авторская оценочная характеристика персонажей или событий.
В рассказе действие раскрывает мотивацию поступков героя. В новелле изображается само действие и отсутствуют приемы психологического анализа поведения персонажей.
Рассказ может иметь скрытый подтекст, важный для реализации авторского замысла. В новелле не допускается многозначности трактовок основной темы.

Нередко
новелла отождествляется с рассказом и
даже повестью.
В XIX
веке эти
жанры было сложно различить.

Повесть
отличается тем, что в ней сюжет
сосредотачивается не на одном центральном
событии, но на целом ряде событий,
охватывающих значительнейшую часть
жизни героя, а часто и нескольких героев.
Повесть более спокойна и нетороплива.

Новелла и сюжет

Поскольку новелла – это который предполагает остроту сюжета, то ее можно использовать при написании необычных произведений. Если в рассказе описывается неспешное развитие событий с предсказуемым концом, то новелла обязательно содержит элементы напряжения, загадочности и эффектного финального сюрприза. В начале и в середине повествования доминирует нейтральный стиль, полное отсутствие психологизма, а затем следует концовка, неожиданная и часто нелогичная. В рассказе или короткой повести, наоборот, автор старается раскрыть именно психологические нюансы повествования, много внимания уделяется характеру персонажа, его глубинной сути.

Сравнение

Новелла отличается подчеркнутой лаконичностью повествования. В ней не допускается прямая авторская оценка действий литературных персонажей или условий, определяющих развитие описываемых событий.

В рассказе такая оценка косвенно выражается в портретной характеристике и авторских отступлениях. Она необходима для раскрытия темы, которая часто связана с выявлением психологических факторов, принципиально важных для понимания душевного состояния главного героя. Его поведение в необычной жизненной ситуации составляет основу сюжета рассказа. Сюжетное действие при этом ограничивается узкими временными рамками и привязано к конкретному месту событий.

В новелле отсутствует психологизм

Самое важное в ней – неординарное событие, задающее динамическую напряженность сюжета. В центре читательского внимания оказывается не столько герой, сколько то, что с ним происходит

Новеллист не стремится создать глубокий подтекст основного содержания своего небольшого произведения. Его задача – придать остроту сюжету и достичь предельного накала повествования в кульминации.

При ограниченном числе персонажей в рассказе может развиваться дополнительная сюжетная линия. В новелле сюжет не может иметь разветвленной структуры. Событийно он связан только с тем, что происходит с главным героем. Другие персонажи в новелле встречаются крайне редко: как правило, только в том случае, если дополнительный эпизод с их участием усиливает динамику действия.

  1. В новелле острота сюжета выражена в большей степени, чем в рассказе.
  2. Для новеллы характерен нейтральный стиль изложения, в то время как в рассказе используется авторская оценочная характеристика персонажей или событий.
  3. В рассказе действие раскрывает мотивацию поступков героя. В новелле изображается само действие и отсутствуют приемы психологического анализа поведения персонажей.
  4. Рассказ может иметь скрытый подтекст, важный для реализации авторского замысла. В новелле не допускается многозначности трактовок основной темы.

(10 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Зарубежные критики не находят никакой разницы между такими литературными понятиями, как рассказ и новелла. На Западе эти термины называют синонимами. Однако в России новелла и рассказ считаются самостоятельными жанрами, которые обладают особыми чертами. Прежде чем определить разницу между новеллой и рассказом, следует подробно рассмотреть каждое из этих литературных явлений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

банные принадлежности

Отличие бани от сауны