в

В чем разница между вотчиной и поместьем, отличия и сходства

Вотчина и поместье - история развития различных видов собственности

Что такое поместье?

Поместье могло иметь разные назначения, основным из которых было использование земли в сельском хозяйстве. Оно могло быть дееспособным пространством для выращивания зерна, овощей, фруктов, а также для разведения скота. Однако поместье также могло иметь и другие функции, такие как развлечение, отдых и охота.

Поместьям обычно принадлежали здания и постройки, такие как особняки, усадьбы, стойла и амбары, а также сады и парки

Важной особенностью поместья было то, что оно могло быть передано по наследству, что позволяло сохранить его статус на протяжении нескольких поколений

Таким образом, поместье представляло собой не только земельное владение, но и символ социального статуса его владельца. Оно было местом проживания, занятия сельским хозяйством и проведения различных мероприятий

Благодаря своим функциям и своеобразной атмосфере, поместья имели важное значение в культуре и истории многих стран

Собственность

Однако, обе формы собственности имеют общие черты, такие как контроль над землей, феодальные обязанности и права, а также прибыль от работы крестьян. Владельцы поместья или вотчины имеют право собирать налоги, устанавливать правила для крестьян и свободных рабочих, а также охранять и защищать свою собственность.

Однако, существуют и отличия между поместьем и вотчиной. В отличие от поместья, вотчина обычно имеет более сложную структуру владения и правового статуса. Владелец вотчины может передавать ее в наследство или продавать, но он не может полностью лишиться контроля над ней. В большинстве случаев, при продаже вотчины, новый владелец должен сохранять уже существующие феодальные обязательства по отношению к крестьянам и другим подчиненным.

Таким образом, собственность в контексте поместья или вотчины является ключевым аспектом, определяющим права и обязанности владельца. Если поместье является более простой и прямолинейной формой собственности, то вотчина требует более сложных механизмов управления и контроля.

Управление

В вотчине и поместье основы управления были схожими, но внесущественные различия в силу социальной природы этих владений.

Управление в вотчине было связано с личным владением и управлением собственностью землевладельца. Главной особенностью управления в вотчине была ее доверительность. Землевладелец, как правило, сам управлял своей вотчиной или поручал это дело верному человеку. Управляющий вотчины, называемый старшиной, имел широкие полномочия и доверие владельца, так как они были связаны не только с управлением имуществом, но и с руководством общины крестьян, проживающих на территории вотчины.

Управление в поместье, в свою очередь, базировалось на феодальных принципах и было более централизованно и жестко организовано. В помещиковых поместьях управление было полностью сосредоточено в руках помещика, который имел абсолютную власть. Управление в поместье осуществлялось через ряд должностных лиц, руководимых помещиком или его представителем, такими как управляющий или земский староста. Эти должностные лица выполняли функцию контроля над крестьянами и занимались организацией труда и сборов сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, вотчина и поместье отличались в сфере управления. В вотчине управление было более доверительным и децентрализованным, а в поместье – более централизованным и жестко организованным.

Налоги

Поместье же, в отличие от вотчины, было обязано уплачивать налоги государству. Налоги в поместье могли быть различными и включать в себя, например, земельный налог, налог на сбор и продажу сельскохозяйственной продукции, налоги на предоставление услуг и т.д.

Более того, владельцы поместий могли облагать налогами и своих крепостных крестьян, которые работали на помещиков на арендной основе. Это позволяло помещику получать дополнительные доходы и облегчать свою финансовую нагрузку.

Таким образом, налоговая система в поместье оказывала непосредственное влияние на финансовое положение помещика и его возможности для развития и улучшения своего поместья.

Экономическая составляющая вотчин и поместий

В экономическом плане вотчины и поместья имеют ряд отличий. Вотчина, как правило, представляла собой большой усадебный комплекс, включающий в себя поместье, земельные угодья, ремесленные и сельскохозяйственные предприятия. Она была самодостаточной и имела свою собственную внутреннюю организацию и администрацию.

Поместье же, в отличие от вотчины, было не столько усадебным комплексом, сколько усадьбой, предназначенной для проживания помещика. Оно могло включать в себя небольшие угодья и кладовые, но они не были столь значимыми и разветвленными, как в составе вотчины. Часто помещики предпочитали заказывать сельскохозяйственные и ремесленные услуги у близлежащих крестьянских общин или наемных рабочих.

Основным источником доходов вотчин и поместий было земледелие. Вотчина в отличие от поместья обычно имела свои земельные угодья, которые использовались для выращивания зерновых, овощей, фруктов и других сельскохозяйственных культур. В помещениях, в свою очередь, основным видом деятельности было религиозное служение и управление владением, поэтому производство сельскохозяйственной продукции обычно было ограничено незначительной площадью и арендованными землями.

Кроме того, вотчины и поместия могли иметь свои ремесленные предприятия. Вотчины, как правило, имели сложное хозяйство и включали ремесленные мастерские, где производилась одежда, обувь, оружие и другие предметы первой необходимости. В поместиях, такие мастерские были реже распространены, поскольку основная деятельность помещиков была связана с управлением своими владениями и поддержанием религиозной жизни.

Таким образом, экономическая составляющая вотчин и поместий имела свои особенности. Вотчина была самодостаточным усадебным комплексом с разветвленной инфраструктурой и различными предприятиями, включая ремесленные и сельскохозяйственные. Поместья, в свою очередь, чаще всего представляли собой усадьбы для проживания помещиков и имели ограниченные сельскохозяйственные возможности.

Вотчина и поместье: основные понятия и различия

Вотчина — это земельный участок, передаваемый по наследству и служащий для обеспечения нужд феодального владельца и его семьи. Владелец вотчины — воитель или дворянин, получал не только землю, но и специальный статус перед государем. Владелец вотчины обязан был выполнять различные обязательства перед государством, включая службу в армии или при дворе.

Поместье, в отличие от вотчины, является земельным участком, предоставляемым дворянину или дворянской семье владения и пользования. Владелец поместья имеет право использовать его в своих интересах, например, для ведения земледелия или разведения скота. Поместье = — это не просто земельный участок, но и земельный комплекс, который может включать не только угодья, но и дома, хозяйственные постройки и другие объекты.

Основным отличием между вотчиной и поместьем является их происхождение и назначение. Вотчина — это форма феодальной собственности, которая возникла в средние века и служила для обеспечения нужд феодальных владельцев. Поместье, с другой стороны, возникло в последующие периоды и было более широко распространено в экономических системах.

Таким образом, вотчина и поместье являются разными формами собственности на землю, характеризующимися различными правами и обязанностями и возникшими в разные исторические периоды. Понимание и различие между этими терминами помогает лучше понять исторические и экономические процессы, связанные со собственностью на землю.

Владение и управление

Особенностью поместья является, что оно является собственностью одного человека или семьи. Владелец поместья может свободно распоряжаться им, использовать его для собственных нужд, сдавать в аренду и передавать наследникам. Он имеет право получать доход от работы крестьян, а также заниматься предпринимательством на своей территории.

Управление поместьем осуществляется самим владельцем или назначенным администратором. Они следят за исполнением правил и законов, контролируют работу крестьян, регулируют отношения на поместном уровне. Также владелец поместья может создать свой собственный законодательный акт, который будет действовать на его территории, независимо от общегосударственных законов.

В случае вотчины, управление происходит иначе. Вотчина не является собственностью одного лица, а является частью государственной земли. Управляет вотчиной назначенный государством управляющий, который следит за исполнением установленных требований и осуществляет контроль над работой крестьян. Владение же находится во владении государства и не передается по наследству.

Таким образом, различием между поместьем и вотчиной является форма собственности и способ управления каждого из этих типов.

Возникновение вотчины

Это самая ранняя форма права собственности в древней России, и такой закон, растянутый к земле, зданиям, другому имуществу, включая владение крепостными крестьянами. Сама концепция получена из единорогового слова Отчета (Отец). Во времена Руси Киев владелец мог бы передать активы своего отца своим сыну, продавать его, обмениваться, доли между родственниками. В IX-XI веке большая часть дворянства получила приз земли за достоинство перед Гранд-принцем. Как правило, они были князьями, наблюдающими и Земски Бойерс, или благородные люди родились.

После крещения России были церковные владения – земли и фермы, принадлежащие к более высоким градусам и монастырям. Параллельно с церковной собственностью, монастырской и церковной собственностью. Работа крестьян использовалась такая же, как во время благородных времен, через Данин и Борщ. Но развитие церковных земель была довольно слабой, потому что было так много собственников.

Какие отличия?

Главным отличием между этими видами землевладения – это вопрос о наследовании
. Вотчина образовалась на несколько веков раньше, и у ее владельца было больше прав на имущество. То есть, можно было проводить различные манипуляции со своим хозяйством. При их возникновении, формировался и аппарат правления (администрация, судебный орган). Поместье же, напротив, принадлежало государству, и помещик не мог ни наследовать, ни продавать свою недвижимость и крестьян.

Владения бояр были обычно больше, чем помещичьи, так как первые были заинтересованы в развитии и процветании своих земель. Когда, как помещики старались выжать максимум из своих угодий и нещадно эксплуатировали своих крепостных, особо не вкладывая в развитие своего поместья. Так, при Крестьянских переходах, раз в году, народ большей частью переходил из поместья к вотчинику.

Разница сословий в основном определяло и право на владение. Вотчиной владели, как правило, князья и бояре. Поместьем владели служилые люди, проходившие обязательную службу у государя.

Еще, нужно учесть такую особенность, как церковные и монастырские вотчины
, когда как поместий таких быть не могло.

Подытоживая различия и сходства двух видов землевладения, нужно сказать, что в 1556 году документ «Уложение о службе» одинаково обязывал вотчиников и помещиков проходить военную службу. Окончательно эти два понятия уровнял Петр I своим указом о единонаследии. Теперь и поместье могло оставаться в роду и передаваться по наследству. Также Петр Великий установил запрет на отчуждение — это означало, что дворянин не мог проиграть в азартные игры свое имение, то есть раздробить имущество на части. Также, право наследования было только у старшего сына. А значит, что другие сыновья должны были служить государю исправно, ведь за хорошую службу государь даровал им новые поместья.

Тема создания родового поместья сегодня снова стала актуальна. Людям предоставляется возможность иметь свой гектар земли с собственным лесом, прудом, сельскохозяйственными угодьями. Идея устройства поместья не является новаторской. Со времен Древней Руси существовала возможность получить надел земли, называемый вотчиной или поместьем.

Корнем слова «вотчина» является «отчина», то есть это земля, передающаяся от отца к сыну. В состав вотчины входили

  • пашни
  • строения
  • инвентарь
  • животные
  • крестьяне, проживающие на этих землях.

Поместье
— это достаточно крупное феодальное владение, большую часть площади которого занимали барские угодья, обрабатываемые крепостными крестьянами.

Вотчина в Древней Руси

Институт наследственного землевладения сыграл огромную роль в становлении средневековых государств, в том числе, и Древней Руси. В те времена земля являлась главным средством производства. Тот, кто владел землей, мог оказывать влияние на все сферы жизни общества. Благодаря деятельности владетельной знати формировалось право, судопроизводство, экономика, церковные и государственные устои.

В период феодальной раздробленности основными владельцами вотчин были бояре и князья. Свободные крестьяне тоже владели землей, но только в форме общинной собственности. Постепенно ситуация в государстве менялась: Русь освободилась от монгольского завоевания, начались процессы сбора земель и централизации власти в руках московских великих князей. В такой сложной обстановке князья были вынуждены ограничивать права и вольности бояр. На смену старой знати постепенно стали приходить дворяне – люди, которые получали свои привилегии за службу и пользовались ими только до тех пор, пока служили. Именно так появилась новая форма владения землей – поместья.

Вотчина: история и особенности

Вотчиной называлась территория земли и имущества, которая принадлежала феодалу и была передаваема по наследству в рамках его семьи. Феодальному господину принадлежали не только земельные участки, но и все жители вотчины, включая крестьян и их имущество.

Преимуществом владения вотчиной было то, что феодал имел всеобъемлющие права и полный контроль над своими подданными. Он мог свободно распоряжаться землей, назначать на должности, собирать налоги и проводить судебные разбирательства. Однако вместе с этим он обязан был обеспечивать защиту и благополучие крестьян и охрану вотчины от внешних угроз.

Вотчина была основной формой феодального землевладения на Руси. Владение поместьем отличалось от вотчины тем, что помещик не обладал такими широкими правами и контролем над крестьянами, как феодал. Он мог только получать от них плату за аренду земли и другие услуги, но не имел обязательства защищать крестьян и обеспечивать их благополучие.

Со временем вотчина стала утрачивать свою роль, и к XVII веку ее значение уже кардинально изменилось. Вотчины превратились в поместья или другие формы собственности, а феодальная система была заменена другими формами управления и землевладения.

Важно отметить, что вотчина имела огромное значение для формирования феодального строя на Руси и определяла правовые отношения между феодалами и крестьянами. Она являлась одной из главных особенностей феодального строя и играла значительную роль в экономике, политике и социальной жизни страны

Какие отличия?

Главным отличием между этими видами землевладения – это вопрос о наследовании
. Вотчина образовалась на несколько веков раньше, и у ее владельца было больше прав на имущество. То есть, можно было проводить различные манипуляции со своим хозяйством. При их возникновении, формировался и аппарат правления (администрация, судебный орган). Поместье же, напротив, принадлежало государству, и помещик не мог ни наследовать, ни продавать свою недвижимость и крестьян.

Владения бояр были обычно больше, чем помещичьи, так как первые были заинтересованы в развитии и процветании своих земель. Когда, как помещики старались выжать максимум из своих угодий и нещадно эксплуатировали своих крепостных, особо не вкладывая в развитие своего поместья. Так, при Крестьянских переходах, раз в году, народ большей частью переходил из поместья к вотчинику.

Разница сословий в основном определяло и право на владение. Вотчиной владели, как правило, князья и бояре. Поместьем владели служилые люди, проходившие обязательную службу у государя.

Еще, нужно учесть такую особенность, как церковные и монастырские вотчины
, когда как поместий таких быть не могло.

Подытоживая различия и сходства двух видов землевладения, нужно сказать, что в 1556 году документ «Уложение о службе» одинаково обязывал вотчиников и помещиков проходить военную службу. Окончательно эти два понятия уровнял Петр I своим указом о единонаследии. Теперь и поместье могло оставаться в роду и передаваться по наследству. Также Петр Великий установил запрет на отчуждение — это означало, что дворянин не мог проиграть в азартные игры свое имение, то есть раздробить имущество на части. Также, право наследования было только у старшего сына. А значит, что другие сыновья должны были служить государю исправно, ведь за хорошую службу государь даровал им новые поместья.

Семинар № 4.
Семинар № 5.
Семинар № 6.
Дополнительная литература:
1. Лядащева-Ильичева м.Н.Этапы становления системы общих гражданских законов в России 1649-1833 годов. // История государства и права №8 – 2010.
Методические рекомендации:
Семинар № 7. Тема «Развитие государственной системы России в период абсолютизма (XVII-XVIII в.В.)» (4 часа). Вопросы для обсуждения:
Основная литература:
История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова ю.П. – 2-е изд., перераб. И доп. – м., 2009. – 576 с.
Дополнительная литература:
Семинар № 8. Тема «Формирование системы права в период абсолютной монархии» (4 часа). Вопросы для обсуждения:
Основная литература:
Семинар № 9.
Семинар № 10.
Семинар № 11. Тема «Государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX века)» (2 часа). Вопросы для обсуждения:
Основная литература:
1. Исаев и.А. История государства и права России. – м., 2009. – 336 с.
История государства и права России: Учебник / Под ред. Титова ю.П. – 2-е изд., перераб. И доп. – м., 2009. – 576 с.
Дополнительная литература:
1. Афанасьев и.Н. Деятельность губернских органов по сокращению питейных заведений во второй половине XIX века (на примере Новгородской губернии) // История государства и права №5 – 2010.
Семинар № 12.
Семинар № 13.
Дополнительная литература:
2. Редких с.В. Правовые предпосылки законотворческой деятельности Временного правительства 1917 года// История государства и права №1 – 2010. Методические рекомендации:
Семинар № 14.
Дополнительная литература:
1. Кудряшова е.В.Правовое регулирование государственного планирования в советский период.// История государства и права №21 – 2009.
2. Печникова о.Г. Становление советской системы здравоохранения.// История государства и права №16 – 2009 Методические рекомендации:
Семинар № 15.
Семинар № 16.
Семинар № 17.
Дополнительная литература:
Семинар № 18.
Семинар № 19.
Дополнительная литература:
Семинар № 20.
Проблемные задания
15. Какая разница между вотчиной и поместьем?

Земля и территория

Различие между вотчиной и поместьем начинается с понятий земли и территории, которые они охватывают. Вотчина включает в себя земельные участки, на которых размещается поместье, а также прилегающие к нему территории. Территория может включать в себя не только сельскохозяйственные угодья, но и леса, водоемы и прочие природные ресурсы.

На вотчине можно найти различные типы земли, включая пашни, луга, огороды и т.д. Она обычно предназначена для сельскохозяйственного использования и поддержания экономической активности поместья. В то же время, территория поместья может быть значительно больше и включать в себя не только сельскохозяйственные площади, но и зоны отдыха, парки, сады и другие элементы ландшафта.

Земля на вотчине обычно принадлежит помещику и используется им для своих нужд или сдается в аренду крестьянам. Земли на территории поместья также могут принадлежать помещику, но могут также быть в пользовании других лиц, таких как арендаторы или дольщики. Это отличие от вотчины, где земля обычно является собственностью помещика.

Таким образом, понятия земли и территории являются ключевыми для понимания различий между вотчиной и поместьем. Вотчина представляет собой земельный участок, на котором расположено поместье, и прилегающие к нему земли. Поместье включает в себя помещиково жилище, сельскохозяйственные постройки и другие инфраструктурные объекты на территории вотчины.

Общие черты и различия вотчины и поместья

Между вотчиной и поместьем можно найти немало общих черт. Для начала, это феодальные формы землевладения. И вотчина, и поместье имеют в своем начале пожалование от сюзерена – только на разных условиях.

И вотчина, и поместье включают в себя не только землю как таковую, но рабочую силу для ее обработки. Вотчины и поместья жаловались вместе с проживающими на соответствующих территориях крестьянами, которые становились обязанными по отношению к держателю земли, зависимыми от него. Формы зависимости могли различаться, но они были в любом случае.

В принципе, вотчина (как и поместье) могла быть изъята у владельца. Это было возможным потому, что вотчинники (как и помещики) считались подданными высшего сюзерена (великого князя, царя), а не независимыми владетелями. К примеру, Иван Грозный при создании опричнины отнимал вотчины у тех бояр, чьи земли находились на опричной территории, если сами владельцы в опричнину не вписывались. Им полагалась компенсация землями в земщине. Отъем вотчины мог быть и формой наказания за какое-то преступление.

Но лишение вотчины считалось особо серьезным, жестоким наказанием. Поэтому широкое его применение (в первую очередь Иваном Грозным) рассматривалось современниками как проявление деспотизма правителя, злоупотребления властью. Привычкой первого царя отбирать вотчины возмущались едва ли не больше, чем массовыми пытками и казнями.

Однако различий между двумя формами владения тоже немало. И главное – владение вотчиной не налагало на феодала никаких особых обязательств. Если боярин не нес никакой службы, это не могло рассматриваться как причина изъятия у него вотчины. Именно поэтому и передать вотчинные земли по наследству можно было свободно, без дополнительных условий.

Теоретически существовало и право владельца продать или обменять вотчинные земли. На деле практиковалось такое редко – вотчина все же считалась имуществом родовым, а не частным. Но практика раздела единого владения между несколькими наследниками была обычной. Вотчину (или ее часть) также можно было перевести в категорию церковного владения – например, пожертвовать монастырю или внести в качестве вклада при собственном постриге. Кстати, церковные владения на Руси по всем признакам были близки к вотчинным.

Вотчинник имел гораздо больше прав относительно зависимого населения своего владения. Ему делегировались многие государственные полномочия (в частности, судебные). Помещик тоже обладал подобными правами, но в очень урезанном виде. Наконец, с вотчины обычно взималось куда меньше налогов и поборов, чем с поместья.

Помещик же, пользуясь доходами с надела, не имел права распоряжения им. Унаследовать поместье сын помещика мог только с согласия властей. Ему могли отказать даже в том случае, если он брался нести ту же службу, что и его отец. Мало того – один помещик в течение жизни мог сменить не одно поместье. Время от времени Поместный приказ проводил проверки и перераспределение поместных наделов. При этом обязанностей у помещика было больше, чем у вотчинника.

Именно помещиков изначально именовали словом «дворянин» (от «двор», то есть домохозяйство). Только после уравнения статусов поместий и вотчин это слово превратилось в обозначение представителя высшего сословия как такового.

Статус поместья и вотчины в принципе сходен со статусом доменных и феодных владений в средневековой Западной Европе. Различия тут обусловлены особенностями исторического развития разных регионов. Различия же между вотчиной и поместьем указывают на разный статус их владельца в феодальной иерархии.

Экономические аспекты

Вотчина и поместье располагались в разных социальных и экономических условиях, что отразилось на их хозяйственной деятельности и значимости в сословно-классовой структуре общества.

Вотчина, как земельное владение рода, представляла собой единую хозяйственную единицу, включающую в себя землю, недвижимость, а также крепость или замок. Основным источником доходов вотчины были земледелие, крестьянский труд и платежи крестьян в пользу помещика.

Поместье, с другой стороны, было индивидуальной собственностью помещика. Владение поместьем не включало в себя все аспекты владения землей и крестьянами, как это было в случае с вотчиной. Вместо этого, помещик обладал правом собственности на конкретный участок земли, который мог использовать для сельского хозяйства или других целей.

Одним из ключевых отличий между вотчиной и поместьем был источник доходов для помещика. В случае с вотчиной, доходы генерировались в основном из крестьянского труда и платежей крестьян, в то время как поместье могло приносить доходы из разных источников, например, арендной платы или прибыли от сельскохозяйственных предприятий.

Однако, поместье по своей сути было более ограниченной формой собственности, нежели вотчина. В отличие от вотчины, поместье было подвластно наследованию по праву престолонаследования, что означало, что оно передавалась по наследству только старшему сыну помещика. Это ограничение привело к тому, что поместье, в отличие от вотчины, не могло быть разделено между наследниками и поэтому сохраняло свою целостность.

Таким образом, вотчины и поместья имели схожие, но в то же время различные экономические аспекты. Вотчина представляла собой более обширное и разнообразное хозяйство, основанные на крестьянском труде и платежах крестьян. Поместье, в свою очередь, было более ограниченным владением, но могло приносить доходы из различных источников и передаваться только старшему сыну помещика.

Опишите этапы закрепощения русских крестьян

Этапы
закрепощения русского крестьянства
Крепостное право – высшая форма неполной
собственности феодала на крестьянина,
основанная на прикреплении крестьянина
к земле феодала (боярина, помещика,
монастыря и т.п.) или феодального
государства. Фактически сложилось в
конце XVI в. Юридическое оформление
крепостного права – 1649 г. – «Соборным
уложением» крестьянам окончательно
запрещены переходы от феодала к феодалу.

1-й
этап: по «Русской правде» смерд и закуп,
работавшие на феодала – крепостники.
Жизнь = 5 гривен. Если умирал без наследников
по мужской линии имущество – к феодалу.

2-й
этап: время складывания централизованного
государства. Ограничение права ухода
от феодала к феодалу.

3-й этап: 1497 г. – «Судебник» Ивана III
официально ввел день перехода – Юрьев
день осенний – 26 ноября. Введение платы
за «пожилое».

4-й
этап: 1550 г. – «Судебник» Ивана IV
подтверждает право перехода в Юрьев
день и увеличивает плату за «пожилое».

5-й этап: 1581 г. – введение «заповедных
лет» – годов, в которые вообще запрещены
переходы. Не ясно, действовали ли они
на территории всей Руси. Не ясна
периодичность.

6-й
этап: 1592 г. – все население включено в
писцовые книги. Появилась возможность
установить, какому феодалу принадлежат
крестьяне. Ряд историков считает, что
был издан указ, запрещающий переход от
феодала к феодалу (указ не найден).

7-й
этап: 1597 г. 1) Указ о сыске беглых крестьян.
Крестьяне, бежавшие после составления
первых писцовых книг, должны быть
возвращены (срок сыска – 5 лет). 2) Кабальные
холопы (рабство за долги) после выплаты
долга остаются закрепленными за
кредитором. 3) Добровольные холопы
(вольный найм) через ½ года работы –
полные холопы. И кабальные, и вольные
холопы освобождаются только после
смерти господина.

8-й
этап: 1607 г. – по «Уложению» Василия
Шуйского срок сыска = 15 лет. Те, кто
принимал «беглых» – штраф со стороны
государства, компенсация старому
владельцу.

9-й
этап: 1649 г. – юридическое закрепощение
по «Соборному уложению»

Что такое вотчина?

Вотчина была связана с особыми правами помещика, которые включали в себя не только земельное владение, но и право обложения крестьян феодальными повинностями. Помещик, владелец вотчины, имел полную власть над крестьянским населением, которые проживали на его земле.

Однако, владение вотчиной также несло определенные обязательства. Помещик был ответственным за обеспечение своих крестьян жильем, работой и защитой. В случае невыполнения обязательств перед крестьянами, помещик мог потерять свое право владения вотчиной.

Вотчина являлась одной из форм феодальной организации землевладения в России и продолжала существовать до середины XIX века, когда была отменена реформами царя Александра II.

Таким образом, вотчина — это неотчуждаемое владение помещика земельным участком, которое обеспечивало ему особые права на крестьянское население.

Собственность

Собственность на поместье или вотчину включает в себя право владения, пользования и распоряжения указанным имуществом. Владение означает физическое обладание и контроль над поместьем или вотчиной.

Пользование дает право использовать поместье или вотчину в собственных интересах, например, для жилья, аграрных или промышленных целей.

Распоряжение предоставляет собственнику возможность передачи своей собственности другим лицам, скажем, через продажу или дарение.

Собственность на поместье или вотчину осуществляется с помощью правовых договоров и документов. Она может быть ограничена законом или в результате соглашения сторон.

Важно отметить, что собственность на поместье или вотчину является одним из фундаментальных прав человека, потому что предоставляет ему возможность иметь владение и контроль над своей собственностью, а также использовать ее в соответствии с его потребностями и желаниями

Управление

Управление в поместье было организовано более иерархически. Наиболее значимой фигурой был помещик, но помимо него в управлении поместья могли присутствовать различные должностные лица: десятники, мещане, старосты и другие. Они осуществляли контроль над работами на поместье, взимали пошлины и налоги, решали спорные вопросы и выполняли другие функции, связанные с управлением и организацией хозяйства.

Помещик также мог делегировать свои полномочия большому управляющему – главному помещику, который был ответственен за ведение учета, контроль за землей и крестьянами, а также за выполнение других поручений. Главный помещик имел право заключать договоры, распределять фонды и утверждать рабочие графики.

Однако, несмотря на различия в организации управления, как в вотчине, так и в поместье, все решения принимались на основе интересов и желаний владельца владения. Он имел полный контроль над всеми процессами и действовал в соответствии собственными установками и указаниями, что отличало управление вотчиной или поместьем от других форм собственности.

Налоги

Налоги

Владельцы вотчин платят налоги в виде натуральных продуктов или услуг. Они обязаны отдавать часть своего урожая, скота и других ресурсов государству в качестве налога. Эти натуральные налоги обычно отвозились в государственные амбары или склады.

Владельцы поместий, с другой стороны, платят налоги в денежной форме. Они выплачивают государству деньги в определенные сроки, которые указываются в указе о налогообложении. Поместные владельцы также могли быть обязаны выполнять работу или предоставлять услуги для государственных нужд.

Таким образом, вотчине требуется физический труд и предоставление натуральных ресурсов в качестве налогов, в то время как помещику необходимо платить деньги.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

банные принадлежности

Отличие бани от сауны