в

В чем разница между крымскими татарами и казанскими татарами, сравнение

Различия между крымскими и казанскими татарами

Крымские татары

После завоевания Крыма, Чингисхан оставил в своём новом Крымском улусе неженатых татар-воинов, которые в течение одного поколения ассимилировались с местным населением, образовав новый этнос –крымские татары. Во времена переселения тюркских кочевников, население полуострова отличалось национальным многообразием.

Крым населяли половцы, аланы и греки. С разрешения ордынских ханов на побережье выросли торговые города, в которых обосновались итальянские и армянские купцы, а в дальнейшем и турки. Стоит отметить, что крымско-татарская культура и язык унаследовали половецкие черты.
В 1436 году (по датировке Гумилёва) потомок Чингисхана — Хаджи-Гирей, узурпировав власть, основал суверенное Крымское ханство, вышедшее из под власти Золотой Орды. Но не прошло и полвека, как оно потеряло свою независимость, попав под многолетнее влияние могущественной Турции, после нападения турецкого флота в 1475 году.

Под давлением Турции был заключён договор, по которому крымский хан стал вассалом султана, с обязательством своими войсками оказывать поддержку Османской империи во всех её военных действиях.

При этом турки пошли на компромисс, согласившись на условие хана, согласно которому власть могла переходить только потомкам Хаджи-Гирея, и первым из них стал его сын Менгли-Гирей. Это была не единственная уступка со стороны Турции. Так, под влиянием Крымского ханства находились степи Северного Причерноморья и Северного Кавказа, а также в её казну поступали доходы от Молдавии.

В 1480 году совместными усилиями великого князя московского Ивана III и Менгли-Гирея была одержана победа над Большой Ордой. После чего, чингизиды возглавили новые ханства.

Как определить татарина: типичные черты национальности

Татары (самоназвание «татарлар») относятся к тюркской группе, белой расе. С древнейших времен многолюдный этнос воздействовал на развитие Евразии. История Средних веков повествует, как нация держала в напряжении обширную территорию от Тихого океана до Атлантического побережья.

Разнообразие типов внешности народа обусловлено его происхождением, поскольку среди предков татар были представители как монголоидной, так и европейской расы. Этим же объясняется распространенность и многолюдность нации.

Смешанность расы, к какой относятся татары, позволяет видеть среди ее представителей темноволосых и светлых, рыжих, кареглазых, с серыми глазами и так далее.

В зависимости от того, откуда произошли и где живут, выделяют множество видов данной национальности.

К ним относятся:

  • казанские;
  • касимовские;
  • сибирские;
  • астраханские;
  • пермские;
  • крымские татары;
  • мишари;
  • тептяри;
  • кряшены;
  • нагайбаки и прочие.

Численность нации в России на 2010 год, согласно данным википедии, 5,3 миллиона человек. В процентном соотношении показатель, сколько татар от общего числа населения, составляет 3,87%. По распространенности в РФ национальность признана второй после русских. В мире насчитывается около миллиона татар, они составляют более половины населения Республики Татарстан (53%), а в США, согласно статистике, живут только 2-7 тысяч человек.

Представители нации говорят на татарском языке, какой включает западный и казанский диалекты. В религии народа встречаются мусульмане, православные христиане (Кряшены) или атеисты (нет веры в Бога). Преимущественно в своем вероисповедании татары принадлежат к суннитам, а не к шиитам.

Помогает определить национальность по чертам лица характеристика антропологических типов.

У татар их выделяют 4:

  • понтийский;
  • светлый европеоидный;
  • сублапоноидный (волго-камский);
  • монголоидный (южно-сибирский).

Для каждого из них характерны черты, представленные на фото.

Форма головы

Для татар характерны мезокефалия или суббрахикефалия (черепной указатель 76-80), то есть преимущественно встречается среднеголовость, умеренно длинный и широкий череп и овал лица.

Монголоидному типу свойственна брахикефалия, то есть короткоголовость. При этом лицо широкое и уплощенное.

На фото изображен телеведущий Алмаз Гараев и актер и телеведущий Тимур Батрутдинов.

Алмаз Гараев

Тимур Батрутдинов

Глаза

Считается, что для татар характерны монгольский разрез глаз, их узкая форма. Однако это необязательно, преимущественно эпикантус встречается у монголоидного типа, слабо развит у сублапоноидного.

Остальным антропологическим типам такие признаки несвойственны.

Цвет варьируется: татары встречаются голубоглазые, с карими глазами. Но наиболее распространенными считаются зеленые.

На фото представлен певец, актер и режиссер Дмитрий Бикбаев.

По его внешности сложно определить татарина.

Более характерный типаж представлен ниже — певец, актер, композитор, продюсер, кинорежиссер Ренат Ибрагимов.

Нос

Форма органа обоняния у татар разнообразна. Обычно нос широкий, с прямой спинкой или невыраженной горбинкой. Для понтийского типа характерен опущенный кончик, для монголоидного и сублапоноидного — низкое переносье.

На фото изображены певец, актер, предприниматель, композитор, продюсер Тимати (Тимур Юнусов) и успешный теннисист Марат Сафин.

Тимати

Марат Сафин

Волосы

Преимущественно для татар характерен черный цвет волос. Но в отличие от узбеков, монголов, таджиков, встречаются и светловолосые представители национальности. У татар возможен русый и рыжий цвет.

На фотографиях изображены российский футболист Руслан Нигматуллин и актер Марат Башаров.

Руслан Нигматуллин

Марат Башаров

Внешность татар

Обобщенный образ, какими бывают татары, представляет человека среднего роста со смешанной пигментацией глаз и волос, умеренно широким овалом лица, носом прямым или с горбинкой. Мужчины выделяются крепко сложенным телом, коренастостью, женщины, наоборот, хрупкостью.

Внешность татар иногда значительно отличается, в зависимости от принадлежности к определенному этносу.

Казанских

Среди татар данной этнической группы часто наблюдаются европейские черты внешности: русые волосы, иногда рыжие, светлые глаза, узкий нос, прямой или с горбинкой. Такой типаж сходен со славянами.

От монголов может присутствовать широкий овал лица и суженные глаза.

Для мужчин характерен средний рост, крепкое телосложение, короткая шея. Это обусловлено смешением крови с финскими народностями.

На картинке изображены казанские татары-знаменитости.

Крымских

Татары этой группы появились в XV веке. Живут ее представители на юге Украины, в России, Румынии, Турции, Узбекистане (куда депортированы из Крыма в середине XX века).

Чистокровным крымским татарам присуща внешность, близкая к славянской. Настоящие представители нации имели высокий рост, русые или рыжие волосы, светлые глаза и кожу.

Однако соседство с азиатами внесли характерные черты в образ национальности. Многие татары приобрели соответствующий тип лица, темные волосы и глаза, смуглость.

После возврата в Крым народ возрождает утерянные самобытные обычаи и традиции.

На фото представлены крымские и казанские татары, где прослеживаются черты, чем между собой отличаются этнические группы.

Урала

История татар на Южном Урале мало изучена, сегодня Челябинская область насчитывает огромное количество общин.

Антропологический тип представителя национальности представлен на рисунке.

Часто встречаются темные волосы и глаза, возможно зауженные, широкий овал лица и нос, выделяющиеся скулы, большие уши.

Поволжских

Для татар этой группы свойственны признаки монголоидной расы. Это проявляется темными волосами, серыми или карими глазами со складкой на верхнем веке, широким носом, иногда с горбинкой, обычно светлой кожей.

Мужчины отличаются крепким телосложением, ростом выше среднего.

Сибирских

Характерна восточная внешность, которую визуально легко отличить от русской. Свойственна смесь европеоидного и монголоидного типов. Иногда внешность сибирских татар сравнима с узбекской.

У представителей национальности отмечаются темные волосы и глаза, выделяющиеся скулы, широкий нос восточного типа. Телосложение правильное, мужчинам характерны крепость и выносливость.

Горьковских (Нижегородских)

Выступают субэтносом татар-мишарей. Их характерный признак — цокающий нижегородский говор. Живут в Нижнем Новгороде, Дзержинске и татарских селах.

Преобладает понтийский антропологический тип внешности, проявляющийся темной или смешанной пигментацией глаз и волос, носом с горбинкой и опущенным кончиком, средним ростом. Возможны европеоидные черты, отличающиеся от предыдущих светлым цветом волос и глаз. Монголоидный тип внешности немногочислен.

Астраханских

Группа татар, сформированная на территории современной Астраханской области. Считаются потомками тюркоязычного населения Золотой Орды, имеют свой диалект.

В ходе исторического развития народность испытала влияние ногайцев.

Для внешности астраханских татар более свойственны монголоидные черты, чем европеоидные. Отмечается темный цвет волос и глаз, некоторая их узость, широкие овал лица и нос.

«Почему-то все считают, что здесь не очень»

– Когда Крым присоединили, некоторые его районы распределили между регионами России. Татарстану достался Бахчисарай. Заметили ли вы присутствие Татарстана?

– Никак не заметила.

– По крайней мере, «Форос» на слуху?

– «Форос», да, санаторий «Татнефти». Там все очень красиво сделано. В Бахчисарае я, к сожалению, еще не была, так чтобы походить там и понаблюдать за присутствием Татарстана.

Мне кажется, многие из тех, кто переехал из Татарстана в Крым в 2014 году, уже ассимилировались. Тот же Руслан Камилевич Шаяхметов находится здесь уже семь лет. Я его как-то спрашиваю: «Вы привыкли, хотите здесь дальше жить?», он отвечает: «Нет, у меня семья там». То есть он постоянно ездит в Казань.

Еще многие пишут мне в Инстаграме, мол, хватит там сидеть, что ты в этой дыре делаешь, приезжай обратно. Почему-то все считают, что здесь не очень. Почему так…

– А что здесь – «очень»?

– Здоровье! Главная ценность для меня – это здоровье. Я дышу чистым воздухом, здесь прекрасная вода даже из-под крана. В Альметьевске или Казани экология совсем не такая. Мой отец говорит, что Крым мне очень идет и что я здесь похорошела.

В прошлом году я окончила высшую школу «Останкино», после чего мне предложили остаться в Москве. Все бы, наверное, согласились, но я выбрала Крым с зарплатой в пять раз меньше той, что могла быть в столице. Москва – это огромные расстояния, которые придется преодолевать на метро каждый день, жилищный вопрос. Зачем мне такая жизнь? А здесь я плаваю в море, смотрю на горы.

Вот местные почему-то рвутся отсюда. Они не считают все это богатством. На море бывают раз или два за сезон, не знают красивых мест. Они все хотят уехать в Москву – за деньгами. Кстати, ко мне поначалу отнеслись с недоверием: «Как можно переехать из Казани сюда? Что-то тут не то!».

Предыстория крымских татар

Крымские татары – это народ, который проживает в Крыму и имеет свою уникальную историю, культуру и национальность. Они относятся к тюркской группе народов и являются потомками древних тюрко-монгольских племен, основным из которых были кочевники Кыпчаки.

История крымских татар начинается задолго до объединения Крыма с Россией. В X веке татаро-монгольские племена, в том числе и тюркистанцы, обосновались на территории Крыма. С тех пор они начали формировать свою собственную национальность, культуру и язык.

Однако, разница между крымскими и казанскими татарами заключается в их историческом развитии. Крымские татары имели коммерческие отношения со многими народами, такими как греки, генуэзцы и османы. Они также подверглись колонизации и притеснениям со стороны русской империи, что повлияло на их культуру и идентичность.

Одним из ключевых факторов, отличающих крымских и казанских татар, является их язык. Крымские татары говорят на крымскотатарском языке, который является одним из южноазиатских языков, в то время как казанские татары говорят на татарском языке, который относится к кипчакской группе тюркских языков.

Крымские татары также обладают своей уникальной культурой, которая отражает их исторические связи с Востоком и национальные особенности. Их культура включает в себя музыку, танцы, народные ремесла и кулинарию.

Таким образом, крымские татары являются отдельной национальностью, собственной историей и культурой. Они играют важную роль в социальной и культурной жизни Крыма и представляют уникальное наследие этого региона.

Племена крымских татар до создания ханства

На протяжении долгих веков на территории Крыма населяли различные племена татарской национальности. Крымские татары – народ, обладающий уникальной культурой и языком. Однако до создания крымской ханской державы, которая произошла в конце XV века, этот народ жил в разрозненных племенах.

Традиционно крымские татары делятся на две главные группы: керейлары и нарчиляры. Керейлары были самым крупным и могущественным племенем. Они населяли центральную часть Крыма и говорили на крымско-татарском языке, который относится к семейству тюркских языков.

У крымских татар была интересная культура и множество традиций. Они верили в ислам и следовали мусульманским обычаям. Однако, помимо ислама, в культуре крымских татар сохранились элементы древних языческих верований и обряды. Основным занятием крымских татар было скотоводство, охота и земледелие.

Разница между крымскими и казанскими татарами заключается в географическом расположении и некоторых культурных особенностях. Казанские татары проживают в центральной части России и говорят на казанском, который является диалектом татарского языка. Крымские и казанские татары имеют некоторые общие черты, но существуют и различия в традициях и культуре обоих народов.

Роль крымских татар в формировании Крымского ханства

Крымские татары являются одной из национальностей, населяющих Крымский полуостров. Их культура, традиции, история и язык имеют свои особенности, которые отличают их от других народов, включая казанских татар.

В истории Крыма особое место занимают крымские татары и их роль в формировании Крымского ханства. Крымское ханство существовало с 1449 по 1783 годы и было одним из важнейших государств на территории России. Основное население ханства составляли крымские татары.

Крымские татары имели собственную уникальную культуру и традиции, которые сформировались веками и дали им особое место в истории Крыма. Они имели свой собственный язык, который отличается от казанского татарского.

Крымские татары играли важную роль в политической и военной жизни Крымского ханства. Они были основными сторонниками и защитниками крымских ханов, участвовали в войнах и обороне границ ханства.

Важным элементом крымскотатарской культуры был ислам, который стал доминирующей религией в Крымском ханстве. Мусульманская религия была неразрывно связана с крымской историей и являлась одной из основных черт крымскотатарской идентичности.

Таким образом, крымские татары сыграли важную роль в формировании и развитии Крымского ханства. Их национальность, традиции, история и язык внесли значительный вклад в формирование культурного и политического облика Крыма.

Литература

  • Ахатов Г. Х.
    Татарская диалектология. Средний диалект (учебник для студентов высших учебных заведений). – Уфа, 1979.
  • Ахмаров Г. Н. (татар.)

    русск.

    // Әхмәрев Г. Н. (татар.)

    русск.
    Тарихи-документаль җыентык. – Казан: “Җыен-ТатАрт”, “Хәтер” нәшрияты, 2000.

  • Дроздова Г. И.
    / автореферат дис. … кандидата исторических наук: 07.00.06. – Казань: Ин-т истории имени Ш. Марджани АН РТ, 2007. – 27 с.
  • Знаменский П. В.
    . – Казань, 1910.
  • Каариайнен К. (фин.)

    русск.
    , Фурман Д. Е.
    Татары и русские – верующие и неверующие, старые и молодые // Вопросы философии . – 1999. – № 11
    . – С. 68-80
    .

  • Косач Г. Г.
    Татарстан: религия и национальность в массовом сознании // Новые церкви, старые верующие – старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / К. Каариайнен (фин.)

    русск.
    , Д. Е. Фурман (отв. редакторы). – М
    .: , 2007.

  • Мухаметшин P. М.
    Татары и ислам в XX веке. (Ислам в общественной и политической жизни татар и Татарстана). – Казань: Фен, 2003. – 303 с. – ISBN 5754402252.
  • Татары / Отв. ред. Р. К. Уразманова , С. В. Чешко . – М
    .: Наука , 2001. – 583 с. – (Народы и культуры).
    ()
  • Трофимова Т. А.
    Этногенез татар Среднего Поволжья в свете данных антропологии // Происхождение казанских татар. – Казань, 1948. – С. 30-34.
  • Уразманова Р. К.
    Семейный быт татар юго-восточных районов Татарии // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков. – Казань: Казанский филиал Академии наук СССР , 1976. – 152 с.
  • Уразманова Р. К.
    Современные обряды татарского народа: историко-этнографические исследования. – Казань: Татарское книжное издательство , 1984. – 145 с.
  • Уразманова Р. К.
    Обряды и праздники татар Поволжья и Урала. Годовой цикл. XIX-нач. XX вв. Историко-этнографический атлас татарского народа. – Казань: Издательство ПИК “Дом печати”, 2001. – 198 с.
  • Уразманова Р. К.
    // Этнографическое обозрение . – 2009. – № 1
    . – С. 13-26
    .

Отношения между народами

Если говорить о понимании между поволжскими и крымскими этносами, то здесь стоит вспомнить о раздельном проживании, продолжающемся столетиями. Различие между языками, на которых говорят народы, выглядит примерно так же, как отличия между русским и украинским языком. Это значит, что схожесть заключена в грамматическом строе и лексике. Если человек будет говорить слишком быстро и использовать доступные только для этой территории интонации, то вряд ли будет достигнуто понимание.

Если делать вывод о сходствах и различиях этносов, то здесь главными критериями выступают такие характеристики, как численность населения, особенности языка, проживание на родине или освоение других земель под влиянием различных факторов.  

КрымскиеКазанские
480 тысяч человекБолее 5 миллионов
ИсламИслам, частично православие
Тюркские языкиТюркская языковая группа с разными диалектами
Живут на территории полуострова 250-270 тысяч человек, остальные в регионах России, Украины, Узбекистана, БеларусиЖивут на территории Республики Татарстан около 2 миллионов человек, остальные в других регионах и странах

Следует отметить, что народы Татарстана проявляют интерес к жителям республик Крым. Это может быть продиктовано общими корнями. Глава Татарстана прилагает усилия, чтобы возобновить сотрудничество между регионами относительно экономики, культуры, туризма. Казань взяла шефство над Бахчисараем. Художники республики ежегодно участвуют в выставке под названием «Крым – мое сердце», обмениваются опытом. Активно развивается туристическая сфера.

«У здешних татар все очень по-братски»

– Вы общаетесь с крымскими татарами?

– У меня на канале очень много операторов из крымских татар. Они крайне воспитанные, чтят родителей, нацелены на сохранение традиций, поддерживают друг друга. Мы как будто немножко разрозненные, а вот у здешних татар все очень по-братски.

– Как они относятся к казанцам?

– Хорошо. Ко мне точно. На канале я больше всего дружу с крымскими татарами. Русские ко мне как-то настороженно отнеслись, а вот татары меня приняли. Кстати, они очень трудолюбивые, особенно на фоне местных, которые не больно-то любят работать.

– Три лайфхака для тех, кто хочет переехать в Крым?

– Надо безумно любить это место. Надо все досконально изучить перед переездом. Надо понимать, что Крым – под санкциями. Ты приезжаешь сюда и отказываешься от каких-то привычных вещей: тут нет «Пятерочек», «Магнитов», «Сбербанка». Также надо быть очень аккуратным и избирательно подходить к кругу знакомств.

Использованы фото из instagram.com/lira_sakhapova

Различия между казанскими и крымскими татарами

После переписей населения нередко можно увидеть, как жители заполняют графу национальность не просто «татарин» или «татарка», а «крымский татарин», «казанский татарин». Давайте же разбираться в сходствах и различиях этих этносов.

Происхождение этноса (коротко).

В состав Золой Орды входила большая территория, сложенная из Западной Сибири, Северного Кавказа, Крыма, Поволожья, Украины, северной части Казахстана. После того, как Орда распалась, образовалось несколько новых государств, в списке которых было Крымское и Казанское ханство. До 15 века крымские татары контактировали с казанскими, так как кочевали на территории Поволжья, о чем имеются записи в русских летописях. В 1552г. Казань была взята Иваном Грозным. С этой поры происходит серьезное развитие экономики и культуры, идет формирование отдельного этноса казанских татар. Крымское ханство с 15го века становится вассалом Омской Империи и сильно попадает под ее влияние. Происходит смешение татар с римлянами, скифами, хазарами и другими народами Восточной Европы. В 1783 году территория Крыма была отвоевана у турков.

Племена кочевников в составе Золотой Орды общались на языке общетюркского лингвистического древа. После падения Орды, обособления ханств и смешения их с народами соседних территорий, различия усилились. На текущий момент эти языки хоть и родственны, но уже достаточно обособленны. Язык казанских татар относится к кипчакской подгруппы тюркской группы, а крымских татар к кипчакской и огузской подгруппе тюркской группы. Огузскими языками считаются турецкий, азербайджанский, туркменский и хорасанско-тюркский язык, распространенный в Иране. Если проводить параллель, то языки крымских и казанских татар сейчас практически так же различны, как украинский и русский.

Численность.

В Республике Крым проживает около 250 000 крымских татар. В Республике Татарстан живут около 2 миллионов казанских татар.

Внешний вид.

Казанские татары большею часть происходят от волжских булгар, финно-угорских народов Поволжья и славян, поэтому имеют европеоидный тип внешности с монголоидными чертами. Крымские татары внешне похожи на жителей Центральной и Восточной Европы, имеют преимущественно смуглый цвет кожи и темные волосы.

Одежда.

Национальный костюм казанских татар включает:1. Мужчины : штан (штаны широким шагом), камзол, кулмэк (рубаха с длинными рукавами), бишмет (длиннополый кулмэк), чоба (верхняя одежда), чикмень, джилян (халат), пояс, тюбетейка.2. Женщины : кулмэк, бишмет, нижний нагрудник, камзол, калфак.Цвета одежды: зеленый, сиреневый, голубой, желтый.

Национальный костюм крымских татар включает:1. Мужчины : къалпакь (черная барашковая шапка), тюбетейка, кулмэк, штан, бишмет, чекмен (кафтан), башлык, пояс.2. Женщины : фес (шапочка), шал (шерстяной платок), баш явлукъ (узорчатый платок), къафтан (кафтан), нагрудник (кокюслик), пояс, фередже (накидка), кетен-кольмек (рубашка).Цвета одежды: розовый, зеленый, красный, черный.

Ключевые отличия

Сегодня современный Татарстан населяют бывшие булгары. Но до того, как они пришли сюда, эти территории населяли представители ипатьевской культуры. Народность принято относить к категории праславянских племен. Как думают археологи, половина из этих славянских племен ассимилировалась с булгарами, где господствовала волынская культура.

Казанские татары

Образование народности казанских татар выглядело так:

  • изначально племена покорены булгарами с последующим образованием Волжской Булгарии;
  • по пришествию тюркских племен произошло включение Волжской Булгарии в состав Золотой Орды.

Крымские татары

Что касается крымских татар, то на территории полуострова выделяют 3 группы, внутри каждой из которых развит собственный диалект. Эти диалекты значительно отличаются друг от друга по основам формирования языка.

Диалекты татарского языка стали различаться по территориальному признаку. Например, на южном берегу жили такие народности, на формирование языка которых большое влияние оказали турецкие, гагаузские, азербайджанские говоры.

Те, кто жил на средних территориях, больше склонялись к южнобережным диалектам, но также использовали половецкий язык. Народности, которые жили в степи, разговаривали на диалекте, в формировании которого участвовали татарский, казахский, карачаево-балкарский и кумыкский язык.

Мнение эксперта
Карнаух Екатерина Владимировна
Закончила Национальный университет кораблестроения, специальность “Экономика предприятия”

Сегодня турецкий язык по-прежнему считается довольно близким к их родному языку. Окончательное формирование народности произошло в пятнадцатом веке. Именно тогда Крым стал частью Золотой Орды. Языком для общения при этом становился половецкий, с представителями Османской Империи говорили по-турецки.

Антропологические типы казанских татар

Наиболее значительными в области антропологии казанских татар являются исследования Т. А. Трофимовой, проведенные в 1929-1932 годах. В частности, в 1932 году совместно с Г. Ф. Дебецом она проводит широкие исследования в Татарстане. В Арском районе обследованы 160 татар, в Елабужском районе – 146 татар, в Чистопольском районе – 109 татар. Антропологические исследования выявлили у казанских татар наличие четырёх основных антропологических типов: понтийского, светлого европеоидного, сублапоноидного, монголоидного .

Таблица 1. Антропологические признаки у различных групп казанских татар.
ПризнакиТатары Арского районаТатары Елабужского районаТатары Чистопольского района
Число случаев
160146109
Рост
165,5163,0164,1
Продольн. диам.
189,5190,3191,8
Попереч. диам.
155,8154,4153,3
Высотн. диам.
128,0125,7126,0
Головной указ.
82,381,180,2
Высотно-продольн.
67,067,365,7
Морфологическ. высота лица
125,8124,6127,0
Скуловой диам.
142,6140,9141,5
Морфологическ. лицев. указатель
88,288,590,0
Носовой указатель
65,263,364,5
Цвет волос (% черных-27, 4-5)
70,958,973,2
Цвет глаз (% темных и смеш. 1-8 по Бунаку)
83,787,774,2
Горизонтальный профиль % плоских
8,42,83,7
Средний балл (1-3)
2,052,252,20
Эпикантус(% наличия)
3,85,50,9
Складка века
71,762,851,9
Борода (по Бунаку) % очень слабого и слабого роста (1-2)
67,645,542,1
Средний балл (1-5)
2,242,442,59
Высота переносья Средний балл(1-3)
2,042,312,33
Общий профиль спинки носа % вогнутых
6,49,011,9
% выпуклых
5,820,124,8
Положение кончика носа % приподнятых
22,515,718,4
% опущенных
14,417,133,0
Таблица 2. Антропологические типы казанских татар, по Т. А. Трофимовой
Группы населенияСветлые европеоидныеПонтийскиеСублапоноидныеМонголоидные
N
%
N
%
N
%
N
%
Татары Арского района Татарии1225,5 %1429,8 %1123,4 %1021,3 %
Татары Елабужского района Татарии1016,4 %2541,0 %1727,9 %914,8 %
Татары Чистопольского района Татарии616,7 %1644,4 %513,9 %925,0 %
Все2819,4 %5538,2 %3322,9 %2819,4 %

Указанные типы имеют следующие характеристики:

А что к столу?

Женщина-татарка — прекрасная хозяйка, любящая, гостеприимная. Кстати, немного о кухне. Национальная кухня татар достаточно предсказуема в том, что основу главных блюд нередко составляют тесто и жир. Даже много теста, много жира! Конечно, это далекое не самое здоровое питание, хотя гостям, как правило, предлагаются экзотические блюда: казылык (или вяленая конина), губадия (представляет собой слоеный пирог с большим разнообразием начинок, от творога до мяса), талкыш-калева (невероятно калорийный десерт из муки, масли и меда). Запить же всё это богатое угощение можно айраном (смесь катыка и воды) или традиционным чаем.

Подобно мужчинам-татарам, женщины отличаются целеустремлённостью и настойчивостью в достижении целей. Преодолевая трудности, они проявляют смекалку и находчивость. Всё это дополняется большой скромностью, щедростью и добротой. Поистине, татарская женщина — это прекрасный дар свыше!

Позже после распада Золотой Орды и возникновения на её месте ряда независимых ханств, на булгарских землях образуется Казанское ханство . В результате консолидации части булгар с другим кыпчакским, а также отчасти финно-угорским населением края формируется народ казанских татар.

Погребальный обряд

Множество фактов похоронных обрядов казанских татар показывают полную преемственность от булгар , на сегодня большинство обрядов казанских татар связаны с их мусульманской религией.

Местоположение
. Городские некрополи Золотой Орды располагались в черте города, как и могильники периода Казанского ханства. Кладбища казанских татар XVIII-ХIХ вв. располагались вне деревень, недалеко от селений, по возможности – за речкой.

Надмогильные сооружения
. Из описаний этнографов следует, что казанские татары имели обычай сажать на могиле одно или несколько деревьев. Могилы почти всегда обносились изгородью, иногда на могилу ставили камень, делали небольшие срубы без крыши, в которые сажали березки и ставили камни, иногда ставили памятники в виде столбов.

Способ захоронения
. Для булгар всех периодов характерен обряд ингумации (трупоположения). Булгар-язычников хоронили головой на запад, на спине, с руками, расположенными вдоль тела. Отличительной особенностью могильников Х-ХI вв. является период становления нового обряда в Волжской Булгарии, отсюда отсутствие строгого единообразия в отдельных деталях ритуала, в частности, в положении тела, рук и лица погребенных. Наряду с соблюдением кыблы, в абсолютном большинстве случаев встречаются отдельные захоронения лицом вверх или даже на север. Встречаются захоронения умерших на правом боку. Особенно разнообразно в этот период положение рук. Для некрополей XII-XIII вв. характерна унификация деталей обряда: строгое соблюдение кыблы, ориентация лица к Мекке, единообразное положение покойника с легким поворотом на правый бок, с правой рукой, вытянутой вдоль корпуса, и левой, слегка согнутой и положенной на таз. В среднем, 90 % погребений дают это устойчивое сочетание признаков против 40-50 % в ранних могильниках. В золотоордынский период все захоронения совершены по обряду ингумации, тело вытянуто на спине, иногда с поворотом на правый бок, головой на запад, лицом к югу. В период Казанского ханства погребальный обряд не меняется. По описаниям этнографов, покойника опускали в могилу, затем укладывали в боковой подбой, лицом к Мекке. Отверстие закладывалось кирпичами или досками. Распространение ислама среди волжских булгар уже в домонгольское время очень четко проявилось в обряде булгар ХII-XIII вв., в период Золотой Орды, а позднее и в погребальном обряде казанских татар .

Национальная одежда

Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол . Верхней одеждой служили казакин , а зимой – стёганый бешмет или шуба . Головной убор мужчин – тюбетейка , а поверх неё – полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин – вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь – кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши . Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений.

Как выглядят татарки

Черты внешности представительницы слабого пола татарской национальности схожи с таковыми у мужчин. Большинство из них имеют европейский этнос, однако и монголоидный тип распространен часто.

На фото представлены различные типажи татарской внешности: известная журналистка и телеведущая Лилия Гильдеева и красавица Мисс «Молодежь Татарстана-2012» Альбина Замалеева.

Лилия Гильдеева

Альбина Замалеева

Лицо

Для девушек татарочек характерны округлый овал лица, невыраженный прищур глаз, возможно наличие эпикантуса. Их цвет варьируется от голубого до черного. Чаще встречаются зеленые глаза.

На фото представлена певица АсылъЯр (Алсу Зайнутдинова).

АсылъЯр

В ее биографии отмечено, что она самая первая в истории, кто исполнил песню на татарском языке на Международном конкурсе «Евровидение».

Цвет волос также разнообразен, среди татарок наблюдаются блондинки, брюнетки, шатенки, рыжие.

На фото представлены Олимпийская чемпионка, Европы, России по художественной гимнастике, депутат Государственной думы Алина Кабаева и модель Диана Фархуллина.

Алина Кабаева

Диана Фархуллина

В зависимости от типа внешности, кожа смуглая или светлая. Часто она белее, чем у представительниц славянской национальности.

Фигура

Большинству татарских женщин свойственны стройные фигуры, хрупкость и изящество. Пример этому — актриса театра и кино Чулпан Хаматова.

Рост у татарок средний, около 165 сантиметров, длинные ноги нехарактерны. Некоторым представительницам нации присуща квадратность фигуры: широкие плечи наряду с такими же бедрами. Подчеркивает красоту татарских женщин узкая талия.

На фотографии изображена знаменитая фотомодель Ирина Шейк (Шайхлисламова), татарка по отцовской линии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

банные принадлежности

Отличие бани от сауны