в

Харакири и Сеппуку — в чем разница?

Сеппуку, харакири: история самоубийственного ритуала самураев

Причины харакири

Харакири, или сэппуку, было связано с несколькими основными причинами, которые побуждали самураев прибегать к этому крайнему акту самоубийства. Давайте рассмотрим каждую из этих причин более детально:

Потеря чести и достоинства.

В самурайской культуре честь и достоинство имели огромное значение. Если самурай считал, что он потерял свою честь или стал объектом позора, харакири становился способом вернуть утраченную честь. Такая потеря чести могла быть вызвана различными обстоятельствами, такими как совершение ошибки, несоблюдение кодекса бушидо или невыполнение своих обязанностей перед господином.

Смерть вместо поражения.

В боевых условиях самураи считали поражение и попадание в плен неприемлемыми. Сэппуку предоставлял возможность самураю выбрать смерть вместо позорного поражения. Они верили, что таким образом сохраняют свою честь и преданность, а также избегают унижения, связанного с пленом.

Отстаивание верности и преданности.

Самураи испытывали глубокую преданность своему господину, которому служили. В случае, когда господин умирал или попадал в тяжелые положения, самурай мог решить совершить харакири, чтобы выразить свою безусловную преданность и пойти за своим господином в смерть. Это демонстрировало высокую степень верности и благородства.

Уклонение от позора.

В некоторых случаях, чтобы избежать позора и наказания за проступок, самурай мог выбрать харакири. Это было особенно распространено в ситуациях, когда самурай совершил серьезную ошибку или причинил ущерб своей семье или господину. Харакири воспринимался как способ очистить свою душу и избежать стыда перед другими.

Харакири – это сложная практика, связанная с глубокими культурными и философскими аспектами японской самурайской традиции. Это был акт, требующий силы воли, самоотверженности и верности

Хотя практика харакири стала историческим явлением и не практикуется в современном обществе, она остается важной частью истории Японии и ее культурного наследия

Дзигай и женщины из самурайского сословия

Женщины также входили в самурайское сословие, но в меньшем количестве. Их называли онна-бугэйся (женщины-воины). Среди самых знаменитых онна-бугэйся можно выделить Томоэ Годзэн и Хангаку Годзэн, которые прославились во время войны 1180 — 1185 годов между кланами Тайра и Минамото.

Томоэ Годзэн прекрасно держалась на коне, отлично стреляла из лука и в совершенстве владела мечом. В одной битве она возглавляла отряд из тысячи воинов и лично убила семерых противников.

Хангаку Годзэн после смерти брата в одном из сражений возглавила трехтысячную армию против десяти тысяч противников. Она храбро сражалась, но был взята в плен. Один из воинов победителей, пораженный ее храбростью, решил на ней жениться.

Вдохновленные примером этих воительниц многие женщины осваивали различные виды оружия и боевых искусств. Они занимались воспитанием новых воинов. Женщины, как правило, редко участвовали в сражениях, но могли в случае необходимости встать на защиту своего дома. Для этого у них было необходимое оружие. В двенадцать лет онна-бугэйсе вручали кайкэн (кинжал с коротким лезвием). Ритуал аналогичный сеппуку или харакири для женщин носил название дзигай. Только в отличие от мужчин они перерезали себе горло ножом кайкэн. Разрез делался через гортань. Чтобы даже после смерти выглядеть достойно и умереть в целомудренной позе, женщине перед самоубийством связывали ноги в районе лодыжек. Иногда дзигай совершали жены умерших самураев. Также к ритуальному самоубийству прибегали женщины из рода самураев в случае предательства или измены мужу.

Ритуальные самоубийства сегодня

Женское самоубийство

Харакири и сеппуку: в чем разница и отличия?

Тем не менее, между двумя этими понятиями есть некоторые различия.

Харакири (切腹) – это самое общее название для процедуры самоубийства, которую проводят японские самураи или воины. Харакири означает буквально «разрезание живота» и состоит из двух частей. Сначала самурай наносит себе неглубокий вертикальный разрез ножом в животе, а затем его помощник, чаще всего другой самурай, с ножом или мечом, обезглавливает его. Харакири считался самым почетным способом совершить самоубийство и был выбранным путем в случаях, когда самурай оказывался в безвыходной ситуации или когда ему надлежало «отплатить» за какое-то преступление или поражение.

Сеппуку (切腹) – это более узкое понятие, которое означает ту же самую процедуру самоубийства, что и харакири, но с одним основным отличием. Сеппуку – это процесс, который проводится только одним самураем, без помощника. Самурай делает неглубокий разрез ножом в своем животе и затем самобичует себя, постепенно пронзая себя открытым ножом. Часто самурай проводил сеппуку в случаях, когда ему требовалось исполнить смертный приговор за свои собственные проступки или ошибки.

Таким образом, различие между харакири и сеппуку заключается в том, что харакири подразумевает помощника, который обезглавливает самурая, в то время как сеппуку – это самостоятельный акт самоубийства, без участия других лиц.

Харакири или сеппуку: безумство или преданность традициям?

Нередко у многих любителей японской культуры и обычаев возникают вполне резонные вопросы, связанные с одной из самых экзотических и сумасбродных традиций. Конечно же, речь обычно заходит о ритуале харакири или сеппуку. В чем суть этого действа и имеется ли между сеппуку и харакири хоть какое-то различие?

И, правда, слово «харакири» одно из наиболее известных на европейском континенте из всех слов японского происхождения. Вследствие этого оно вполне привычное для обычного человека. Более того 70% европейских жителей полагают, что располагают сведениями об истинном значении этого слова.

Кроме того, еще 20% когда-то слышали о нем, однако никогда не пользовались им в своем лексиконе. А прочие 10% вообще считают, что им нет надобности, заниматься изучением культуры других стран. Как бы то ни было, но имеется и такая категория европейцев, которые всегда интересуются подобными вопросами. Итак, есть ли какие-то различия между этими терминами, и если есть, то в чем это выражается?

В действительности, практически никакого различия в этих двух понятиях нет, разве только в процессе произношения и употребления. Как харакири, так и сеппуку обозначаются в качестве «ритуальных самоубийств». Причем даже в письменном виде они обрисовываются в одинаковой мере.

Различие лишь в том, что в первом случае вначале рисуется иероглиф символизирующий живот, и лишь после этого идет глагольная форма «резать». Тогда как с иероглифом сеппуку дела обстоят с точностью до наоборот.

Следует также знать, что само слово «харакири» у японцев до настоящего времени считается почти ругательное, уничижительное, да и вообще просторечное, а вследствие этого оно не используется вообще. В нашей же стране используют только слово «харакири». Однако каждому мало-мальски грамотному японоведу доподлинно известно, что это всего лишь такая изощренность в русском языке.

Но и это еще не все. В древности это якобы «деревенское», «простолюдинское» слово «харакири» означало самоубийство. Причем не простое, а такое, что не было произведено согласно правилам самурайского кодекса, собственно без должного уважения к этому документу. Тогда как ритуал сеппуку скрупулезно готовился, и казалось, что это едва ли не самое ужасающее театральное представление. Если перейти к переводу этих двух слов по уровню фразеологизмов, то окажется, что харакири будет означать просто «отдачу концов», а сеппуку более элегантно — «отход в мир иной».

https://youtube.com/watch?v=NzzErFcyptU

Описание и история ритуала

Часто называемый харакири на Западе, сеппуку это способ ритуального самоубийства, который возник в феодальной Японии XII  века. В 1156 году землевладелец из древнего рода Минамото, проиграв битву, вспорол себе живот, чтобы избежать плена и сохранить честь. С тех пор подобный способ ухода из жизни распространился в среде воинов и был закреплен в кодексе Бусидо.

До XIV века обряд выполнялся в знак верности господину и как способ умереть с почетом. Помимо этого, воин мог совершить самоубийство как акт протеста или чтобы выразить скорбь в случае гибели почитаемого предводителя. Начиная с периода Камакура (с 1192 по 1333 год) ритуал самоубийства описывается в письменных источниках как способ искупления, возможность извиниться за свои ошибки и доказать свою честность.

Самоубийца вспарывал себе живот коротким мечом, рассекал желудок и затем поворачивал лезвие вверх, нанося смертельную рану. Некоторые войны умирали медленно, особенно если обряд проходил прямо на поле сражения. Другие использовали специально выбранного помощника, который отрубал голову катаной сразу после удара самурая. Перед смертью воин пил сакэ и произносил короткое предсмертное стихотворение.

Практиковалась и женская версия обряда, называвшаяся «джигай». Жена война перерезала себе горло с помощью специального ножа «танто».

В эпоху Эдо, начиная с XIV века, к ритуальному самоубийству стали приговаривать совершивших преступления самураев. Войны первыми наносили себе удар мечем, чтобы с честью уйти из жизни, несмотря на то, что в итоге их обезглавливал палач. В 1873 году такая практика была отменена.

Церемония обычно проходила в присутствии свидетеля (кенши), направленного органом, вынесшим смертный приговор. Осужденный сидел на двух татами, а сзади стоял кайшакунин с катаной, роль которого чаще всего выполнял близкий друг или родственник. Перед осужденным был поставлен маленький стол с коротким мечом. Через мгновение после того, как воин пронзал себя, палач отрубал ему голову. Иногда помощник наносил удар мечем в тот момент, когда воин только тянулся, чтобы схватить меч. Этого жеста было достаточно, чтобы смерть война бала названа достойной.

Истории кроваво ритуала

Историки говорят, что харакири, как ритуал самоубийства, вскрытия живота соотносится по времени становления философии буддизма, догм бренности бытия, всего существующего на земле. Согласно устоям буддизма, в центре живота распускается душа человека, его сущность. Никогда в сердце, голове, иной части тела.

Существует 3 способа популяризации данного способа суицида:

  • самурай демонстрировал чистоту своей души и помыслов, его
    намерения незапятнанны позором, необоснованными обвинениями и он прав;
  • таким способом самурай способен оправдаться сразу между
    небом — людьми в своих поступках, делах, собственных решениях;
  • но нередко практика такого убийства от своей руки обусловлена
    постоянным ношением с собой боевого оружия – это помогало на поле битвы быстро умереть.

Сам ритуал сэппуку пик популярности завоевал в средневековье. В 1156 году дайме из Минамото впервые совершил собственноручно харакири в истории. Причина проста как мир – плен, который расценивался как высшая степень позора. Тогда все больше воинов и знати применяли сам обряд в критических ситуациях. Его даже прописали как пункт военного кодекса чести самурая – Бусидо.

Из известного фильма

Постепенно, с приходом реформ в период правления Мэйдзи
представленные ритуальные самоубийства прекратили свое существование на
законодательном уровне

На уровне культурного наследия ритуал сегодня, завтра,
вчера занимает немаловажное место

Ритуальные самоубийства в современной Японии

Различия ритуалов харакири и сэппуку

Для понимания отличий разберем буквальный перевод каждого слово. «Харакири» переводится как «резать живот» и состоит из двух иероглифов. Иероглиф «хара» в переводе «душа, смысл» и означает намерение. Сэппуку пишется такими же иероглифами, но в другой последовательности. По своей сути слова являются синонимами и обозначают одно и то же.

Некоторыми непосвященными людьми считается, что «харакири» является бытовым разговорными и уничижительным выражением. Поэтому возникло такое мнение, что «сэппуку» – это ритуал, проведенный по всем правилам, а харакири – это просто самоубийство путем вспарывания живота мечом.

Однако, суть в том, что «суппуку» используется в официальных источниках и речи, а «харакири» в разговорной речи. Сами японцы никакого иного смысла в оба слова не вкладывают и оба понятия обозначают одно и то же.

Еще одно отличие в том, кто проводил эти ритуалы. Харакири прижилось в разговорной речи именно потому, что его проводили простолюдины, тогда как сэппуку – это ритуал для высшего сословия.

Поэтому представлялся ритуал сеппуку с большим официозом и торжественностью. А харакири проводилось без особой помпезности, а сэппуку часто окрашивалось в поэтические тона и преподносилось, как героический акт.

Ритуальное самоубийство сэппуку проводилось в соответствии с четкими правилами. Использовалось личное оружие самурая, которые он получил при вхождении в члены военного сословия самураев.

Японский нож для харакири.

Основные моменты проведения ритуала:

в торжественной обстановке, специальных одеяниях воин находится в определенной позе;
ему подают любимое блюдо, ритуальное оружие при этом уже готово;
одеяния снимает так, чтобы оголить живот;
очень важно, чтобы самурай при проведении ритуала оставался спокойным и достойно выполнял весь ритуал, чтобы сделать его как можно более красивым. Если он терял самообладание, это считалось большим позором

Чтобы сделать смерть как можно более красивой и достойной, с развитием ритуала ввели роль кайсякунина – помощника самурая, который отрубал самураю голову, и этим помогал избежать позора;
живот разрезался крестом в два движения: слева направо от одного бока к другому, а затем от груди до пупка. Также, практиковалось разрезание крест-накрест;
затем, ударом меча, кайсякунин отрубал голову подсудимому. Чтобы избежать неэстетичной картины, когда голова катится по полу, помощник должен был проявить высшее мастерство, оставив голову висеть на полоске кожи;
кайсяку, полоской белой кожи, протирал меч и убирал его в ножны. Голову показывали собравшимся, а тело накрывали куском белой ткани.

Этическая аспект ритуалов

Уход из жизни считался крайне важным процессом, так как японцы верили в многократное переселение души

Поэтому важно было достойно уйти из жизни. При этом, ритуал являлся возможностью спасти свою душу, если самурай провинился в чем-то, нарушив кодекс бусидо, распоряжение господина или императора, допустил недостойное поведение

Основными причинами проведения ритуала становились:

  • следование за господином – если умирал сюзерен, самурай следовал за ним;
  • осознание ответственности за наступившие последствия после его действий/бездействий;
  • добровольный уход из жизни в силу противоречия чего-то собственным убеждениям;
  • невозможность передать своему врагу всю свою ярость;
  • из-за финансовых проблем или социальной несостоятельности;
  • совместный уход из жизни парой из-за невозможности быть вместе;
  • в тяжелой обстановке во времена военных действий, голода и т.д.

Современное отношение

Постепенно закрытая от других стран Япония начала меняться. Поменялись и взгляды на смерть. В обществе остались очень сильные традиции самураев. Люди их сильно почитали. При этом харакири и сэппуку стали проводиться только представителями высшей знати.

Современный японский нож.

Кодекс чести бусидо теперь был принят только среди высших офицеров японской армии. Еще в период Второй мировой войны, ритуалы сэппуку были нередки. Японцы не сдавались в плен и делали себе сэппуку, чтобы избежать позора.

На государственном уровне этот ритуал был запрещен в 1968 году, но и по сей день, истинные потомки самураев следуют кодексу бусидо и оканчивают жизнь с помощью сэппуку.

Как совершался сеппуку? Процесс проведения обряда.

Процесс и методы совершения

Харакири и сеппуку представляют собой два разных способа совершения самоубийства по японской традиции. Они имеют свои уникальные особенности и протекают по разным ритуалам.

Сеппуку является более формальным и сложным процессом. Перед самим актом сеппуку, сэппо (так называется совершивший его человек) должен отправить запрос на совершение сеппуку своему господину или властителю. Если запрос одобрен, церемония сеппуку проводится в специальном месте, обычно перед зданием власти. Сэппо должен быть окружен своими поддерживающими сэнсэями и своей семьей.

Находясь на коленях, сэппо надевает особую простую одежду, состоящую из хакамы (юбки) и кимоно (рубашка), которая символизирует его скромность и кротость. Затем он берет свой катану (японский меч) и ударяет ею себя в живот. Этот удар самурайским мечом наносится секретным образом, чтобы они не страдали от излишней боли. Дальше, сэппо должен пережить агонию, пока лицо господина, которому он отправлял запрос, не будет отмечено его смертью.

В отличие от сеппуку, харакири был более простым и более доступным способом совершения самоубийства для самураев. Предполагается, что харакири может быть совершен без запроса и под подозрением. Сэппо может решить о совершении харакири в одиночестве, как самостоятельное решение. Он всегда должен быть готов к смерти и не пытаться спасаться.

Сначала сэппо должен найти подходящее место для совершения акта харакири
Обычно это было рядом с более высокими сооружениями, чтобы привлечь внимание людей.
Затем сэппо делает надрез на своем животе с помощью катаны, после чего проводит меч вверх, чтобы дополнительно увеличить свои страдания.
Он должен сидеть и ожидать своей смерти, пока она его окончательно не одолеет.

Оба этих ритуала совершения самоубийства имеют глубокие исторические и культурные корни в Японии
Они акцентируют важность чести, самоотверженности и преданности сэппо своим властителям. Они остаются ярким примером культурных особенностей и традиций Японии

Оба этих ритуала совершения самоубийства имеют глубокие исторические и культурные корни в Японии

Они акцентируют важность чести, самоотверженности и преданности сэппо своим властителям. Они остаются ярким примером культурных особенностей и традиций Японии

Сеппуку и харакири сегодня

Самураев в Японии больше нет, но идея сэппуку как почётной для воина смерти по-прежнему остаётся в сознании многих японцев. Кодекс чести бусидо был обязательным для японских чиновников и военных высокого ранга. Военная каста, которая в Японии всегда считалась самой влиятельной, сохранила свои традиции. Ритуальное самоубийство самураев как идея самопожертвования во имя Родины обрела духовных наследников в лице пилотов-смертников камикадзе (в пер. с яп. – «Божественный ветер») во время Второй мировой войны, что и по сей день считается в Японии наивысшим проявлением доблести и верности долгу. Так вопиющим фактом является волна суицидов, совершённых офицерами японской армии, когда стало известно, что император Хирохито отрёкся от престола. Сотни японских военных и офицеров высшего командного состава совершили сеппуку во время Второй мировой войны и сразу после капитуляции Японии. У каждого из них были свои мотивы, но по большей части это являлось искуплением вины за поражение в войне. Для этих гордых людей умереть было легче, чем смириться с поражением.
Официально обряды сэппуку и харакири запретили в Японии только в 1968 году, однако и по сей день случается, что потомки самураев сводят счёты с жизнью подобным способом. Инцидентом, шокировавшим в своё время не только саму Страну восходящего солнца, но и весь мир, стало ритуальное самоубийство знаменитого японского писателя Юкио Мисимы 25 ноября 1970 года, когда он во время визита на базу Сухопутных войск Сил самообороны в токийском районе Итигая призвал собравшихся там солдат к государственному перевороту, а сразу после провала этой затеи покончил с собой, совершив сэппуку. Ещё один не менее знаменитый японец – Олимпийский чемпион по дзюдо Исао Инокума – 28 сентября 2001 года расстался с жизнью посредством нанесения удара мечом в шею из-за того, что компания «Токай кэнсэцу», которой он руководил, в результате развала экономики «мыльного пузыря» в Японии и предательств партнёров понесла огромные убытки и оказалась на грани банкротства.

Совершенно ясно, что для самурая харакири служило безоговорочным доказательством приоритетности его духовных ценностей над всем, что было в мире.Его воля абсолютна.Его идеалы выше животной жизни. Ему чуждо сознание раба, который ради сохранения жизни склоняется и падает на колени перед угрозой смерти.Сознание Самурая – сознание Господина.Честь и хвала Вам, доблестные Самураи!” А. Р. Басов «Восхождение»

Статью подготовила Т. А. Басова

В данной статье цитируется глава “Харакири” из книги “Самурай. Часть 1. Восхождение” А. Р. Басова, а также глава “Философия выхода за пределы жизни и смерти” из книги “Самурай. Дух Воина”.

Уважаемые господа! 
Правила хорошего тона, благородная мораль и непосредственно закон призывают нас уважать интеллектуальную собственность и, оказывая уважение авторам, указывать источник цитирования при использовании их труда. 
Обращаем Ваше внимание, что наши книги, картины являются исключительно нашей собственностью. При использовании цитат из книг А.Р.Басова, указание источника цитирования является обязательным

В противном случае это будет восприниматься как воровство и иметь свои последствия.
ВНИМАНИЕ! 
Статья охраняется авторским правом. 
Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично), или иное использование материала без письменного разрешения автора не допускается. 
Любое нарушение прав автора будет преследоваться на основе российского и международного законодательства. 
Установка гиперссылок на статью не рассматривается как нарушение авторских прав. 

Как проводят

Основной задачей харакири является разрезание живота
. Для этого готовили односторонний короткий ритуальный меч – кусунгобу. Его длина составляла примерно 30 см. Это было вспомогательное в бою оружие для добивание врага или отрезания голов.

Человек садился на пятки, касаясь коленями пола, и оголял верхнюю часть туловища. Одежду подкладывали под колени, чтобы самурай не упал вперед. Упасть на спину было позором.

Вспороть живот можно было сделать несколькими способами:

Первые века харакири проводились только самураем, который должен был терпеливо ждать смерти, не крича, не падая и ничем не выражая боли. Если самурай терял контроль над собой, это считалось позором для него и семьи. После ритуал усложнили и одновременно сделали более «простым»: как только самурай начинал терять сознание или падать, его помощник (кайсякунин) одним взмахом отрубал ему голову.

Отрубать голову тоже было непросто
: требовалось, чтобы голова оставалась висеть на тонком лоскуте кожи. Полностью отлетевшая голова, покатившаяся по полу, считалась неэстетичным зрелищем. После окончательного падения тела помощник вытирал клинок белой бумагой, саму голову поднимали и показывали присутствующим (если такие были), только затем тело накрывали белой тканью и начинали готовиться к погребению.

Вопрос-ответ:

В чем состоит разница между харакири и сеппуку?

Харакири и сеппуку — это два термина, обозначающие одно и то же: смерть самурая с его собственным мечом. Термин «харакири» используется в Японии, в то время как «сеппуку» звучит более формально и используется за пределами Японии. Они оба описывают акт самоубийства, который совершался, когда самурай осознавал, что не может выполнить обязательство, преданность или честь.

Чем отличается харакири от самоубийства?

Харакири — это специфическая форма самоубийства, которую совершали в древней Японии самураи, чтобы сохранить свою честь и избежать позора. Отличительной особенностью харакири является то, что самурай совершал его с помощью своего собственного меча, обычно разрезая свое животное. Это был эстетический и символический способ ухода из жизни.

Каковы исторические корни харакири и сеппуку?

Харакири и сеппуку имеют древние исторические корни в Японии. Эти акты самоубийства возникли в период средневекового феодализма, когда существовала строгая кодекс чести для самураев. Самураи, которые нарушали этот кодекс, совершали харакири или сеппуку, чтобы вернуть свою честь и избежать позора для себя и своей семьи.

Можно ли сказать, что харакири и сеппуку — это одно и то же?

Харакири и сеппуку — это два разных термина, но они оба обозначают одно и то же действие: акт самоубийства самурая с его собственным мечом. Термин «харакири» является более широко используемым в Японии, в то время как «сеппуку» используется за пределами Японии или в более официальных контекстах. Однако, независимо от выбора термина, оба они описывают одно и то же древнее японское самоубийство, связанное с сохранением чести.

История сеппуку

В Древней Японии ритуал сеппуку распространен не был. Он стал популярен в средние века. В 1156 году дайме из Минамото совершил первое харакири в истории. Он сделал это, чтобы избежать плена, так как попадание в плен считалось позором. С тех пор, многие военные стали использовать данный обряд в критических ситуациях.

Затем, с течением времени сеппуку стало массово использоваться по любым поводам. Но с приходом реформ в период Мэйдзи такие самоубийства официально стали порицаться, а в 1968 году обряд был запрещен на законодательном уровне

Но в культуре японцев сеппуку по-прежнему занимает важное место

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

банные принадлежности

Отличие бани от сауны