Введение
Верлибр (фр. vers libre) — в разной степени свободный
от жёсткой рифмометрической композиции стих, занявший довольно широкую
нишу в европейской, в частности – англоязычной, поэзии XX века. Это тип стихосложения,
для которого характерен последовательный
отказ от всех “вторичных признаков”
стиховой речи: рифмы, слогового метра,
изотонии, изосиллабизма (равенства строк
по числу ударений и слогов) и регулярной
строфики.
Вопреки распространённому
мнению, свободное стихосложение
не является новейшим изобретением, имея,
наравне с рифмометрическим, корни
в дописьменном поэтическом творчестве,
эпосе, исторических песнях, хотя и не
является прямым продолжением дописьменных
традиций. Тем не менее, для многих национальных
стихотворных традиций верлибр стал основным
способом выражения поэтического авангарда.
Современный верлибр многим обязан поэтам XIX века: Фридриху
Гёльдерлину, Уолту
Уитмену, Стивену
Крейну, Артюру
Рембо, Жюлю Лафоргу, и др. В начале XX века он был избран в качестве основного
метода многими англоязычными поэтами,
в частности представителями имажизма. Первым термин “верлибр”
использовал Ричард
Олдингтон в предисловии к антологии
имажизма (1915).
В противоположность конвенциональным
стихам (то есть стихам, имеющим такие
обязательные признаки, как метр и
рифма или хотя бы один из них), которые
стихами записываются для выделения
метрического ряда и удобства отыскания
рифмы глазами, свободные стихи
записываются стихами для выявления
оттенков интонации, смысла, для подтверждения
или обмана читательского ожидания
(существует такой психологический
феномен). С точки зрения эстетической
конвенциональные стихи являются конкретным
выражением категории искусственности
(не следует вкладывать в это слово негативный
смысл), а свободные стихи — эстетической
категории естественности.
В целом верлибр определяют
по негативным признакам: у него нет ни
размера, ни рифмы, и его строки никак не
упорядочены по длине (смотри система
стиха ). Это означает, что можно взять
любой кусок прозы, произвольно разбить
его на строки – и в результате должен получиться
верлибр. Формально это так и есть
Но здесь
чрезвычайно важно следующее: один и тот
же кусок прозы может быть разбит на строки
по-разному, и это уже момент творчества
– сам факт этого разбиения.
Второе, что очень важно: в результате
этого произвольного разбиения появляется
феномен стихотворной строки, то есть
единицы, лишь потенциально присутствующей
в нестиховой обыденной речи. Вместе со
стихотворной строкой появляется закон
двойной сегментации, или двойного кодирования,
стихотворной речи – наложение обыденного
синтаксического разбиения на ритмическое,
которое может противоречить первому
Обычные стихи с размером и рифмой можно
записать прозой, уничтожив формальную
строку, как говорят, in continio – строка в этом
случае не уничтожится, ее концы будут
показывать рифмы и метрическая схема.
В случае верлибра это невозможно – это
стих, который определяется самим фактом
наличия “голой” стихотворвой строки
как “эквивалента метра”. Двойная
сегментация речи проявляется в верлибре
прежде всего в том, что окончание синтаксических
синтагм может не совпадать с окончанием
строк, то есть возникает эффект интонационного
переноса.
Чем отличается верлибр от белого стиха
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
БЕЛЫЙ СТИХВ белых стихах обязан присутствовать размер и ритм, одинаковый в строках, как и положено в классическом стихосложении. Оформление текста в строфы. Единственное допущение — отсутствие рифмы. Вся античная поэзия была оформлена в виде белого стиха, т.к. в то время ещё не сложилась традиция рифмованной поэзии.
У самого синего моря
«Бухты изрезали низкий берег,Все паруса убежали в море,А я сушила соленую косуЗа версту от земли на плоском камне.Ко мне приплывала зеленая рыба,Ко мне прилетала белая чайка,А я была дерзкой, злой и веселойИ вовсе не знала, что это — счастье.В песок зарывала желтое платье,Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга,И уплывала далеко в море,На темных, теплых волнах лежала.Когда возвращалась, маяк с востокаУже сиял переменным светом,И мне монах у ворот ХерсонесаГоворил: «Что ты бродишь ночью?»
Знали соседи — я чую воду,И, если рыли новый колодец,Звали меня, чтоб нашла я местоИ люди напрасно не трудились.Я собирала французские пули,Как собирают грибы и чернику,И проносила домой в подолеОсколки ржавые бомб тяжелых.И говорила сестре сердито:«Когда я стану царицей,Выстрою шесть броненосцевИ шесть канонерских лодок,Чтобы бухты мои охранялиДо самого Фиолента».А вечером перед кроватьюМолилась темной иконке,Чтоб град не побил черешен,Чтоб крупная рыба ловиласьИ чтобы хитрый бродягаНе заметил желтого платья. «
отрывок из поэмы Анны Ахматовой
ВЕРЛИБР (франц. vers libre — свободный стих) — термин западной поэтики. Первоначально верлибром, или свободным стихом, в России назывались переведенные на русский язык стихи французских поэтов-символистов, метрические, но не равностопные. Современный верлибр — если взять его с внешней, технической стороны, — это стихотворение, не подчиняющееся правилам классического стихосложения и состоящее из строк, каждая из которых качественно не зависит от предыдущей. Т.е. каждая строка может содержать в себе различное количество слогов, разный порядок чередования мелодических (ударных) структур.
Мальчик и девочка влюбленыНочью целуются у стеныВ них прохожие походя пальцами тычутНо влюблённых здесь нетЭто только их теньСреди ночи маячитВозбуждая в прохожих гневВозмущенье досаду насмешки и завистьА влюблённых здесь нетОни вовсе не здесьОни дальше чем ночьОни выше чем деньГде сияет их первой любви ослепительныйсвет.
Как нарисовать птицу.
Сперва нарисуйте клеткус настежь открытой дверцей,затем нарисуйте что-нибудькрасивое и простое,что-нибудь очень приятноеи нужное оченьдля птицы;затемв саду или в рощек дереву полотно прислоните,за деревом этим спрячьтесь,не двигайтесьи молчите.Иногда она прилетает быстрои на жердочку в клетке садится.иногда же проходят годы —и нетптицы.Не падайте духом,ждите,ждите, если надо, годы,потому что срок ожиданья,короткий он или длинный,не имеет никакого значеньядля успеха вашей картины.Когда же прилетит к вам птица(если только она прилетит),храните молчание,ждите,чтобы птица в клетку влетела;и, когда она в клетку влетит,тихо кистью дверцу заприте,и, не коснувшись ни перышка,осторожненько клетку сотрите.Затем нарисуйте дерево,выбрав лучшую ветку для птицы,нарисуйте листву зеленую,свежесть ветра и ласку солнца,нарисуйте звон мошкары,что в горячих лучах резвится,и ждите,ждите затем,чтобы запела птица.Если она не поет —это плохая примета,это значит, что ваша картинасовсем никуда не годится;но если птица поет —это хороший признак,признак, что вашей картинойможете вы гордитьсяи можете вашу подписьпоставить в углу картинывырвав для этой целиперо у поющей птицы.
Жак Превер в переводк Л.Цывьяна
Так чем же Верлибр отличается от Белого стиха? — РАЗМЕРОМ
#Какими бывают виды поэзии?
Как только люди научились классифицировать, они принялись за литературу. Везде, где кто-нибудь писал стихи, появлялись и трактаты о том, как это правильно делать и как понять, что в итоге получилось. В Японии этим занимался Ки-но Цураюки, в Скандинавии — Снорри Стурлусон, а в Античной Греции — Платон с Аристотелем. На греках и остановимся, потому что их учение все еще актуально, пусть и в сильно измененном виде.
В 360 году до нашей эры Платон написал свое «Государство», где, помимо всего прочего, разделил поэзию на три рода: эпос, лирика и драма. С некоторыми оговорками, деление закрепилось. В чем же отличия?
Драма — это произведения, хотя бы условно предназначенные для постановки на сцене. Текст состоит из диалогов и ремарок, помогающих актерам и режиссеру. Примеры драмы в поэзии — «Фауст» Гете, «Горе от ума» Грибоедова, «Лесная песня» Леси Украинки и пьесы Шекспира.
Эпос — героическое повествование о прошлом. «Илиада», «Одиссея», «Калевала», былины, эпос о Гильгамеше и все в таком духе. Практически у каждого уважающего себя народа есть поэтический эпос и очень часто — эпос шуточный, вроде «Энеиды» Котляревского или греческой поэмы о войне мышей и лягушек под инфернальным названием «Батрахомиомахия». Позже эпическими стали называть любые масштабные произведения, а лиро-эпическими — поэмы на любую тематику.
Ну, а лирика — это когда человек рассказывает о собственных переживаниях на какую-либо тему: то, из чего составляют сборники, читают на поэтических вечерах и то, что пытался писать практически каждый из нас. Одним словом — стихи.
#А жанры что собой представляют?
Жанр — это тип произведения, обособленный по форме и содержанию. Сложно? Вовсе нет. К примеру, эпиграмма — это небольшое стихотворение, высмеивающее кого-либо:
Жанров поэзии существует неисчислимое множество. Среди них есть мертвые, в которых сейчас никто не пишет– какая-нибудь палинодия или буколик. А есть вполне живые — элегия, басня, поэма, или более новые — одностишие, «депрессяшка» и всем знакомый «пирожок»:
Чем ближе к современности, тем больше размываются границы старых жанров. Скажем, написано «эпическая трагедия», а по факту — пародия. Иногда это делается намеренно, а иногда условности просто забываются, теряют значимость. Не придет же за вами Николя Буало с топором за то, что вы неправильно рифмуете стансы, в самом деле. Самое страшное, что может случиться — они просто перестанут быть стансами.
#А что это вообще такое?
Иногда поэзией называют все, что написано художественным языком. Выступление адвоката, фотография и даже человеческие отношения тоже могут быть своего рода поэзией. Но мы все-таки будем отталкиваться от словарного определения: речь, поделенная на ритмические отрезки, которую можно причислить к той или иной традиции стихосложения.
Исторически поэзия предшествовала прозе. Стихотворные тексты легче запоминаются, четче отделены от повседневной речи и лучше передаются в устной форме. Поэтому древние классификации литературы чаще всего касались именно поэтических текстов.
Долгое время в стихотворной форме сочиняли богословские рассуждения, публицистику и даже научные трактаты. И не только какое-нибудь «Поэтическое искусство» Николя Буало, но и работы по астрономии, химии, истории. Не нужно далеко ходить за примерами — найдите сочинения Ломоносова и наслаждайтесь.
Примеры использования верлибра в литературе
Пример использования верлибра можно найти в стихотворении Хармса «Яблоки». В нем он играет с ритмом и звучанием слов, чтобы создать мистическую атмосферу:
- «Яо цяо угрязь жрало, жило угрюмолице,»
- «Тра-та-та-та-ре – его — гимнорук,»
- «Ба-ла-кхх мул фан фрабо»;
- «Йуки нона чихям, фра плату, патам,»
- «Аш бакарил шмель, ни тонтолять радо,»
Такие строчки напоминают забавные звуки, которые создают уникальный ритм стихотворения. Также, верлибр часто используется для создания игры слов и создания нестандартного звучания стиха.
Еще одним примером использования верлибра в литературе является поэтический цикл «Семь смертей Евы» Владимира Маяковского. В этом цикле стихов каждая строфа состоит из 7 строк, а каждая строка содержит по 7 слогов, что создает стильное созвучие и соотношение в стихотворении:
- «Телячью — то губу, тилькачью глазок,
- помокло, блеснуло ное сомкнув,
- понюхало — а аромат не плюх! —
- слепого слово в нос вон глумив.
- Грузин и татарин в сметане бреются —
- ей Бах, а в глотку алоклипш детина!
- Ластик гари, шмос гудок «смерть» вырет.»
Такие строфы с фиксированным числом слогов и похожим звучанием слов создают ощущение законченности и гармонии в стихотворении.
Таким образом, использование верлибра позволяет поэтам играть с формой и звучанием стихотворения, создавая уникальные и эффектные работы.
Верлибр и его особенности
Одной из ключевых особенностей верлибра является его строгий метрический режим. Все строки стиха должны иметь одинаковую длину и содержать одинаковое количество слогов. Это характерно для всех видов верлибра, будь то классический верлибр или расширенный.
Еще одной особенностью верлибра является наличие специальной схемы ударений, которая определяет расположение ударных слогов в стихотворении. Эта схема помогает автору создавать ритмическую единственность в своих произведениях и придавать им особую музыкальность и звучность.
Также следует отметить, что верлибр обладает большой гибкостью и возможностью экспериментировать с формой стихотворения. Это позволяет авторам выражать свои мысли и эмоции с помощью оригинальных структур и композиций.
Преимущества верлибра | Недостатки верлибра |
---|---|
Уникальность и оригинальность | Ограничение на длину строки и количество слогов |
Музыкальность и ритмичность | Сложность в написании и анализе |
Возможность экспериментировать с формой | Ограничения в использовании других поэтических приемов |
Как видно из приведенной таблицы, верлибр имеет свои преимущества и недостатки. Однако, несмотря на ограничения, он остается любимым и популярным среди многих поэтов и читателей, благодаря своей уникальности и возможностям самовыражения.
Что такое верлибр?
Верлибр — свободный стих, является формой поэзии, которая не использует последовательный метр, рифму или любой другой образец. Хотя он лишен обычной рифмы, ритма и метра, он по-прежнему художественно выразителен, имеет тенденцию следовать ритму естественной речи. Поскольку он не использует установленные правила, поэт может придать своему творению любую форму. Верлибр также дает большую свободу в выборе подходящих слов, не заботясь о рифме и ритме. В современной поэзии это широко используется.
В то время как примеры не рифмующейся поэзии восходят к античности, верлибр не имел заметного художественного значения до конца 1800-х годов. Первым собранием таких произведений стал сборник американского поэта Уолта Уитмена «Листья травы». Начиная с Уитмена свободная поэтическая поэзия начала процветала. Особенно в эпоху модернизма в начале двадцатого века. Среди практикующих верлибр были Гертруда Стайн («Кнопки тендера» 1914 года); Томас Стернз Элиот («Пустошь» 1922) и Эзра Паунд. Даже Роберт Фрост, знаменитый своей рифмованной поэзией, экспериментировал со свободными стихами во время своей карьеры. Такой тип стихотворений не обошел и русскую поэзию, к примеру, Александра Блока:
- Она пришла с мороза,
- Раскрасневшаяся,
- Наполнила комнату
- Ароматом воздуха и духов,
- Звонким голосом
- И совсем неуважительной к занятиям
- Болтовней.
Верлибр — один из самых простых и в то же время труднейших стихотворений. Хотя он не ограничивает поэта правилами о форме, но все так же требует усердно работать над созданием прекрасного и значимого произведения, без каких-либо конкретных указаний относительно рифмы и метра. Есть несколько советов, которые помогают в разработке собственного стиля:
- Тщательно подобранные слова могут помочь создать стихотворение, которое звучит как ситуация, эмоция или объект. Например, короткие слова с острыми согласными заставляют читателя останавливаться и двигаться в прерывистом ритме. Использовать эти типы коротких слов следует, когда хочется показать страх, гнев, новую любовь или что-нибудь, что заставляет сердце биться быстрее. Более длинные слова с мягкими звуками заставляют читателя замедляться и указывают на паузу, лень, покой и т.п.
- Аллитерация — это литературный метод, при котором первый звук в серии слов один и тот же, например, «Она осмотрела огромное окно». Используется, чтобы создать определенное настроение, чувство или звук, особенно в сочетании с тщательным выбором слов.
- Давая неодушевленному предмету человеческие качества можно вдохнуть в него новую жизнь — это персонификация.
Белый стих
Ещё одна лирическая диковинка — это белый стих. Здесь с количеством стоп всё в порядке, зато отсутствует рифма. Как бы мы её ни ждали, она не появляется ни в середине, ни в конце стихотворения.
Классический пример белого стиха — произведение В. А. Жуковского «Море» (1822), которое начинается так:
- Безмолвное море, лазурное море,
- Стою очарован над бездной твоей.
- Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
- Тревожною думой наполнено ты…
Здесь отказ от рифмы позволяет придать стихотворению печальный, задумчивый тон. Но иногда белый стих — это не столько способ «притормозить» неугомонного читателя, сколько стилизация. То есть, иными словами, попытка отправить нас в другую эпоху — такую, где было не принято писать в рифму.
Вот отрывок из другого произведения В. А. Жуковского — «Теон и Эсхин». Дело происходит в Древней Греции. Теон и Эсхин — давние друзья. Когда-то давно первый остался дома, а второй отправился колесить по миру, ища всё новых впечатлений и развлечений. Теперь же Эсхин возвращается — и спрашивает товарища, не жалеет ли тот, что всю жизнь провёл на одном месте. Теон отвечает:
- …О нет, не ропщу на Зевесов закон:
- И жизнь и вселенна прекрасны.
- Не в радостях быстрых, не в ложных мечтах
- Я видел земное блаженство.
- Что может разрушить в минуту судьба,
- Эсхин, то на свете не наше;
- Но сердца нетленные блага: любовь
- И сладость возвышенных мыслей —
- Вот счастье; о друг мой, оно не мечта.
- Эсхин, я любил и был счастлив;
- Любовью моя освятилась душа,
- И жизнь в красоте мне предстала. <…>
Теон нисколько не сомневается, что счастье — это состояние души. Совсем как у Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Эту мысль можно назвать очевидной и даже банальной, но слова героя звучат убедительно. И не потому ли, что они написаны белым стихом?
Таким же приёмом пользуется и Н. С. Гумилёв, который в стихотворении «Фарфоровый павильон» переносит читателя в Древний Китай:
ФАРФОРОВЫЙ ПАВИЛЬОН
- Среди искусственного озера
- Поднялся павильон фарфоровый.
- Тигриною спиною выгнутый,
- Мост яшмовый к нему ведёт.
- И в этом павильоне несколько
- Друзей, одетых в платья светлые,
- Из чаш, расписанных драконами,
- Пьют подогретое вино.
- То разговаривают весело,
- А то стихи свои записывают,
- Заламывая шляпы жёлтые,
- Засучивая рукава.
- И ясно видно в чистом озере —
- Мост вогнутый, как месяц яшмовый,
- И несколько друзей за чашами,
- Повёрнутых вниз головой.
- 1918
Наконец, современные поэты нередко обращаются к белому стиху, чтобы придать тексту иронический оттенок. Одновременно используются и другие экспериментальные приёмы: например, отказ от прописных букв и пунктуации. В качестве примера можно привести стихотворение Алексея Кащеева:
- здесь мы поссорились
- я помню ты ушла
- наверное поехала к отелю
- а я остался вышел из музея
- и стал бродить куда глаза глядели <…>
- в тот день мы были в Лувре посреди
- очередной бессчётной галереи
- висела неприметная картина
- огромный лев старается сожрать
- какого-то библейского героя
- и этот лев был страшен пасть его
- была наполнена десятками клыков
- глаза его различные размером
- на разном уровне торчали посреди
- свирепой морды грива развевалась
- и бицепсы и трицепсы на лапах
- изображали дьявольскую силу
- его всего от ярости своей
- перекосило
- художник восемнадцатого века
- и человека плохо рисовал
- не то что льва
- вот так и я не знал как передать
- свою тоску поэтому пошёл
- по длинной улице от центра удаляясь
- я долго шёл и наконец пришёл
- на эту запыленную площадку
- где и теперь валяются собаки
- и дети бегают и бабушки сидят
- и воробьи воркуют по-французски
- сегодня
- когда ты моя жена
- я говорю тебе не знаю точно
- что с нами станет кто из нас кого
- покинет первым
- но пускай второй
- сюда приедет если это я
- то знаю адрес если это ты
- то запиши чтоб сэкономить время
- двенадцатая линия Пигаль
- второй вагон из центра и налево
- 2017
Чем отличаются верлибр и белый стих?
Рассматриваемые стихи явно имеют несколько различий. Белый стих и верлибр — две важные отрасли в поэзии. Белый относится к стихам, написанных в регулярных метрических, но не стихотворных строках. Верлибр относится к открытой форме поэзии, которая не имеет ни ритма, ни рифмы. Следственно, основное различие между верлибром и белым стихом состоит в том, что первый не написан в последовательных образцах метра, рифме или любом другом созвучном образце, тогда как второй создается в регулярных метрических образцах.
Белый стих связан почти всегда пятистопным ямбом. Это была чрезвычайно популярная форма для поэзии английского языка на протяжении веков, от Шекспира и Милтона до Элиота и Фроста.
Верлибр также существовал на протяжении веков, но он достиг известности в течение девятнадцатого века и остается таковым по сей день. Он не связан правилами рифмы и метра, хотя строки свободных стихотворений могут чередоваться с более формально структурированными линиями.
Белый стих:
- Написан в правильной метрической схеме.
- В основном использует пятистопный ямб.
- Стал популярным после 16-го века.
Верлибр:
- Не написан в регулярной метрической схеме.
- Не следует пятистопному ямбу.
- В основном используется в современной культуре.
Поэты, которые пишут стихи сегодня, обычно не обременены правилами рифмы или метра. Это делает свободный стих более популярным, чем когда-либо, но многие из этих свободных стихов имеют больше структуры, чем кажется на первый взгляд.
#Зачем вообще нужно столько терминов?
Откровенно говоря, любая классификация нужна скорее не автору, а читателю или ученому, просто чтобы понимать, чего ждать от произведения. Форма, стиль, жанр сильно влияют на восприятие. Кому-то не нравится расхлябанная тоника на молодежные темы, а кто-то зевает от упорядоченной классической формы и с удовольствием читает авангардную гражданскую поэзию Африки.
Чем больше мы знаем о том, как устроена литература, тем больше вероятности, что получится найти близкие по духу произведения и лучше понять поэтов, отделенных от нас веками и километрами. В конце концов, поэзия — это всегда о вечном.
#Коктейль из стилей: взболтать, не смешивать
Еще одна классификация, которой подверглась литература — деление на стили. Поэзия относится к художественному стилю, а он, в свою очередь, делится на более мелкие. В классическую эпоху их было три: высокий, низкий и средний, в зависимости от предмета повествования.
Комедия относилась к низкому стилю, поскольку рассказывала о вещах неприглядных. Соответственно, ода или гимн писались стилем высоким, а любовная песня — средним. Проще всего их было различить по употребляемой лексике: грубой, нейтральной или высокопарной.
Сегодня это деление усложнилось. Со временем в европейской литературе появилось множество направлений: барокко, классицизм, романтизм, модернизм — чем дальше, тем больше. Их тоже часто называют стилями. В рамках направлений существуют индивидуальные авторские стили — например, Ахматовой или Андруховича.
Как же в них разобраться? Любые стили лучше изучать на конкретных примерах. Прочитав, скажем, Сильвию Плат, вы сможете прикинуть, стоит ли тратить время на других поэтов в том же духе:
Это особенно актуально в наши дни, когда все понемногу заимствуют у всех.
Форма и структура
Верлибр и белый стих имеют сходство и отличие в своей форме и структуре. Оба стихотворных жанра обладают свободной метрикой и не ограничены строгими правилами.
Верлибр — это свободная форма стиха, в котором отсутствует метрический ритм и размер. Структура верлибра может быть разной и зависит от творческого подхода автора. В каждом стихотворении верлибра может быть использована разная метрика, рифма и стилевая особенность.
Белый стих также является свободной формой стиха, где отсутствует жесткое соблюдение метрики и размера. Однако, в отличие от верлибра, белый стих имеет более структурированную форму.
Белый стих часто строится на использовании прозодического ритма, который подразумевает регулирование количества слогов в строке. Также белый стих может иметь свободный стихотворный размер и ритм, но его особенностью является использование белой пунктуации. Белая пунктуация представляет собой особый способ оформления стихотворных текстов, при котором знаки препинания размещаются по краю строки и отделяются от текста-столбца пробелом.
Таким образом, верлибр и белый стих имеют сходство в свободной форме стиха, но отличаются в структуре. Верлибр не имеет строгой структуры, тогда как белый стих обладает более организованной формой с использованием белой пунктуации.
Ударение и длина строк
В верлибре и белом стихе существует некоторое сходство, но их отличие заключается в ударении и длине строк.
Верлибр — это стихотворение, в котором каждый строфический стих состоит из одной строки. Ударение в верлибре может быть как регулярным, так и нерегулярным. Длина строк в верлибре может быть различной и не зависит от ритма или музыкальности.
С другой стороны, белый стих — это стихотворение, в котором каждая строка представляет отдельный смысловой элемент. Ударение в белом стихе играет важную роль и часто имеет регулярный ритм. Длина строк в белом стихе обычно равномерна и подчиняется определенной структуре.
Таким образом, отличие между верлибром и белым стихом в ударении и длине строк. Верлибр предоставляет большую свободу в организации строки, в то время как белый стих подчиняется более строгой структуре и ритму.
Ритм и метрика
Одним из основных элементов стиха является его ритм и метрика. Для белого стиха и верлибра эти характеристики могут отличаться, но также могут иметь сходство.
Ритм — это упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихотворении. Он создает особую мелодию и темп чтения стихотворения. Ритм может быть регулярным, когда он имеет одинаковую длительность и интенсивность слоговых групп, и нерегулярным, когда длительность и интенсивность слоговых групп отличаются.
Метрика — это система распределения ударных и безударных слогов в строке стихотворения. Она определяет строение и размер строки. В белом стихе и верлибре метрика может быть разной.
Отличие между белым стихом и верлибром в ритме и метрике заключается в следующем:
- Белый стих обычно имеет регулярный ритм и метрику. Он состоит из строк, которые имеют одинаковое число слогов, и ударения падают на одинаковые места в каждой строке.
- Верлибр, наоборот, может иметь нерегулярный ритм и метрику. В нем часто используется свободное чередование ударных и безударных слогов, что позволяет поэту экспериментировать с ритмическими возможностями языка.
Несмотря на отличие в ритме и метрике, белый стих и верлибр имеют и сходство. Оба они относятся к свободной стихотворной форме, в которой поэт имеет большую свободу в выборе ритмических и метрических характеристик. В обоих стихотворных формах можно достичь особых эффектов и передать свои мысли и чувства более выразительно и оригинально.
Таким образом, белый стих и верлибр имеют и отличия, и сходства в ритме и метрике. Но в любом случае, ритм и метрика являются важными элементами построения и характеризации стихотворения независимо от его формы.
Заключение
На первый взгляд, писать
стихи верлибром проще простого.
Не требуется тщательно подбирать
рифмы, желательно, незатасканные, не надо
мучительно биться над попаданием в
размер. Верлибр освобождает от всего
этого, давая поэту полную свободу.
Но эта легкость обманчива. Верлибр требует
от автора труднейшей работы над образностью.
Любая фальшь и пафос высвечиваются в
верлибре, словно прожектором. Некоторые
исследователи считают верлибр мостиком
между поэзией и прозой, органичным слиянием
этих двух литературных разделов. Верлибр
– это поэзия в высшем ее проявлении, с
одной стороны не ограниченная рамками
размера и рифм, а с другой – опоэтизированная
проза, подчиняющаяся уже законам поэтики,
отказавшаяся от целостности прозаического
текста.
Разбивание поэтического текста на сегменты,
гипнотизирующие читателя повторами,
на акценты, смещение которых в любую сторону
ведет к смысловому искажению стихотворения.
Я уже писал о том, что хокку в его “европеизированном
варианте” воспринимается именно как
верлибр. Действительно, если попробовать
написать хокку в одну строку, то теряется
их очаровательная поэтика. То же самое
происходит и с верлибром. Как и хокку,
верлибр часто афористичен и практически
всегда метафоричен.
Как и классическая поэзия,
верлибр требует очень виртуозного
владения словом. Свобода от размеров
и рифм не означает отказа от собственно
поэтики, просто эта поэтика уходит
в подсознание как автора, так и читателя.
Заблуждением является мысль, что верлибр
– новейшее слово в поэзии. Корни его уходят
очень глубоко, для примера можно привести
строки, известные очень многим, но не
воспринимаемые именно как поэтический
текст.
Можно сказать, что верлибр
– это испытание свободой, но отважиться
на такое испытание очень непросто, поскольку
грань, отделяющая верлибр от простого
набора слов и фраз очень тонка, и не переступить
эту грань дано не каждому.