Православная церковь
Православный человек – это, по мнению самих последователей православия, верующий, избравший путь правоверия и правомыслия. Православие является одним из древних направлений в христианской религии, однако последователей у него не так много, как, к примеру, у католицизма (более 1,25 млрд). Основателем и прародителем течения считается сам Иисус Христос.
На этом фоне становится понятна несколько напряжённая атмосфера между православными и протестантами: первые даже сейчас считают вторых еретиками, поскольку, по их мнению, они, пусть и борясь за правое дело, отклонились от предписанных в Библии канонов, норм и правил, заменив тем самым одни ложные учения на другие. Разумеется, сами протестанты придерживаются на этот счёт другого мнения.
Отделение православной церкви от основного течения исторически обусловлено так называемой Великой Схизмой: процессом распада церковного сообщества Римской империи на Западную и Восточную Церковь. Из последней вскоре и развилось православное вероучение, в то время как на западе процветал католицизм.
Ключевые отличия от православия
Итак, теперь, когда история и основы протестантизма известны, давайте рассмотрим его основные отличия от православия:
Православие | Протестантизм |
Распознавание икон. | Отказывается от использования икон, но допускает использование священных изображений для отображения исторических событий |
Православие — это совокупность церквей, объединенных общей доктриной и моралью | Протестантизм всегда представлял собой единство различных направлений. Они различаются во всем: догма, богослужение, организация и т.д. |
Существует два источника религиозного знания: Священное Писание и традиция. | Основным источником религиозных знаний являются священные писания. Остальное не только отвергается, но каждая община интерпретирует традицию по-своему, не зная ее истинного содержания. |
Утверждается библейский канон. | Библейский канон работает и служит только для того, чтобы абсолютизировать тексты и придать им статус источника знания о Боге. |
Существует вера в то, что на Страшном суде Бог наряду с правосудием проявит милосердие и мудрость. | Существует исключительное убеждение, что человек может быть спасен только через веру во Христа |
Существует специальное рукоположение и трехчасовая процедура рукоположения, а само священство имеет апостольскую преемственность | В связи с отходом от канонических обрядов, здесь нет иерархии или титулов как таковых |
Принято молиться за умерших | Молитвы за умерших запрещены, так как считается, что молитвы не помогут душе; только Бог может решить, что произойдет с душой. |
Признает все семь таинств Церкви: крещение, миропомазание, покаяние, Евхаристия, искупление, брак, священство | признает только несколько из семи, а все остальные сводит к стандартным обрядам, в которых отсутствует содержание церковного благословения, характерного для таинств |
Крещение трактуется как таинство и духовное рождение человека, когда он освобождается от первородного греха и изгоняет дьявола. Младенцы крестятся в соответствии с верой их родителей | Протестантизм трактует крещение как принятие личности Христа и очищение от всех ранее совершенных грехов. Младенцев не крестят. |
Это лишь основные отличия, которые отличают протестантизм.
Знать различия между религиозными течениями просто необходимо, не только если вы хотите изменить свою веру, но и если не хотите. Это позволит вам заранее понять, в чем смысл каждого учения.
Протестантизм: религиозная реформация и основные направления
Протестантизм — это одно из трех крупных направлений христианства, возникшее в 16 веке в результате религиозной реформации. Реформация была инициирована Мартином Лютером, который выступил против практик и учений католической церкви того времени.
Протестантское движение предложило ряд изменений и новаций в сравнении с католической церковью. В течение следующих веков протестантизм продолжал эволюционировать, разделившись на несколько основных направлений и деноминаций.
Основные принципы протестантизма можно сформулировать следующим образом:
- Сола Скриптура – признание Библии как единственного источника божественного откровения и веры. Протестантские христиане утверждают, что Библия должна быть основой всех вероучений и практик церкви.
- Сола Фиде – утверждение, что спасение достигается только через веру в Христа, а не через соблюдение ритуалов и дел католической церкви. Вера считается главной и единственной условием спасения.
- Сола Гратиа – противопоставление понятиями «благодать» и «заслуги». Протестантизм учил, что спасение достигается исключительно благодаря милости Бога и не зависит от человеческих заслуг.
Кроме основных принципов, протестантизм рассекается на множество направлений и деноминаций. Наиболее распространенными считаются:
- Лютеранство
- Кальвинизм
- Англиканство
- Методизм
- Баптизм
Каждое из направлений имеет свои специфические учения, практики и организационные структуры. Однако, все они сохраняют основные принципы протестантизма — веру в солу Скриптура, солу Фиде и солу Гратиа.
Богословие протестантов
Протестантские церкви можно определить лишь по кресту, которые обычно присутствует в архитектуре здания. Иногда это вовсе только табличка при входе, в случае, если здание арендованное.
Что же касается богословия, то оно весьма схоже с православным. Его основные тезисы:
- Человеку необходимо оправдываться только верой в Господа, а не делами или деньгами.
- Библия имеет исключительный авторитет, это боговдохновенное слово от Господа.
- Человек имеет греховную природу и его может спасти только благодать Бога.
- Иисус — это единственный посредник между человеком и Богом. Спасение души предполагает веру в Него.
- Почтения и поклонения достоин только Господь. Спасение человеку дарует только Он по своей милости и воле. Это дар Искупления Христа на кресте и Его Искупление.
Следует уточнить, что богословие реформаторов формировалось в полном отрицании доктрины Римско-католической церкви, которое потеряло всякий авторитет в то время. Именно поэтому Лютер отверг всякие предания отцов, поскольку папство часто опиралось на них, неправильно их трактуя, и использовало в своих неблагочестивых целях (продажа индульгенций, инквизиция, повсеместное обогащение папства).
Для сведения! В целом, вопросы спасения человека не отличаются почти от доктрины православия.
Протестанты и гугеноты
Эти названия религиозных течений тесно связаны между собой. Чтобы ответить на вопрос о том, кто такие гугеноты и протестанты, нужно вспомнить историю 16 века Франции. Гугенотами французы стали называть протестующих против правления католиков, но первых гугенотов называли лютеранами. Хотя независимое от Германии движение евангелистского толка, направленное против реформ Римской Церкви, существовало во Франции еще в начале 16 века. Борьба католиков против гугенотов не повлияла на увеличение численности приверженцев этого движения.
Даже знаменитая Варфоломеевская ночь, когда католики устроили просто резню и убили множество протестантов, не сломила их. В конце концов гугеноты добились признания властями права на существование. В истории развития этого протестантского движения были и притеснения, и дарование привилегий, затем снова притеснения. И все же гугеноты выстояли. К моменту окончания двадцатого века во Франции гугеноты составляли, пусть и небольшое количество населения, но были очень влиятельными
Отличительной чертой в религии гугенотов (последователей учения Жана Кальвина) является то, что одни из них считали, что Бог заранее определяет, кто из людей спасется, не важно будет человек грешным или нет, а другая часть гугенотов считала, что все люди перед Богом равны, и спасение Господь дарует каждому, кто это спасение принимает. Споры между гугенотами не смолкали долгое время
Протестантизм это христианство, но не Православие
Протестанты и православные хоть и являются ветвями единой религии – христианства, но имеют существенные различия в догматах веры.
Главное отличие протестантов от православных это отсутствие главного Таинства – Причастия. Полагая, что Причастие является лишь символом и напоминанием о библейских событиях Нового Завета, а не Таинством, установленным Самим Спасителем для спасения души христианина.
Протестанты отвергают Священное предание. Тем самым противоречат изначальным христианским принципам, так как в посланиях апостола Павла говорится: “Стойте и держитесь предания, которым вы научены или словом или посланием нашим” (2 Фес.; 2,15)
Православные христиане руководствуются толкованием Святых Отцов Церкви, чтобы избежать искажения в трактовке текста и не впасть в ересь. Из-за самовольной трактовки Библии Протестантизм разделился на тысячи отдельных течений, не сохранив внутреннего единства.
Протестанты не признают священноначалия и не верят, что через священников может действовать Бог. У протестантов вместо священников существуют пасторы, которые решают административные вопросы общины и произносят проповеди.
Отличительные черты протестантов
Протестанты не признают почитания святых и икон, считая это проявлением идолопоклонства. Православные почитаю святых, которые подают пример истинной любви и служения Богу и людям. Православные христиане с почтением относятся к иконам как к образу Бога, Богородицы и святых угодников.
У протестантов нет обязательных постов, но они могут добровольно ограничивать себя в пище. Православные христиане традиционно постятся в течение установленных Церковью постов, ограничивая себя в пище и развлечениях.
У протестантов нет монашества. Сам Мартин Лютер, принявший постриг в Католической Церкви, впоследствии женился на бывшей монахине, тем самым отвергая иноческие обеты.
Протестанты придерживаются мнения, что для спасения души достаточно одного лишь признания Иисуса Христа Спасителем. Православные христиане считают необходимым добрыми делами и аскетикой показывать свою веру, основываясь на слова Спасителя: “Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного!(Мф. 7,21).
Реформация в России
Протестантизм в православной России распространяли приглашенные из Европы в XVI-XVII вв. мастера различных профессий, которые формировали свои общины на новой земле. Различные войны, торговля, соглашения с Великим Княжеством Литовским и Швецией также увеличивали количество носителей новой церкви. Очевидные причины распространения протестантизма в России:
- Масштабные реформы Петра І провоцировали миграцию людей из протестантских стран. Знатные и образованные европейцы получали высокие посты в России в самых разных сферах.
- После победы в Северной войне (1700-1721) на присоединенных к Российской империи землях их жителям позволялась свобода вероисповедания.
- При Екатерине ІІ немало европейцев прибывали для заселения на Поволжье, где они получали множество официальных преимуществ, среди которых также была свобода в выборе религии.
- Еще такие факты присоединения земель дали толчок к развитию протестантизма в России: Финляндии в 1809 г. и Польши в 1815 г.
- Во времена СССР в 1940-х происходили насильственные переселения из захваченных стран Прибалтики и в местах жительства организовывались протестантские церкви.
Рис. 6. Иоганн Себастьян Бах. Портрет 1746 года
Возникновение христианства[]
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян. 11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Реформация в Германии
В начале XVI века распространение идей обновления и очищения Христианства получило популярность и в Германии. Причиной тому служило сложное социально-экономическое положение в стране. Сказывались еще такие факторы:
- Феодализм не соответствовал требованиям Нового времени и человеческого сознания. Поэтому усиливались недовольства классовым неравенством и признавалась неэффективность старой модели управления.
- Ватикан имел колоссальное влияние на земли Священной Римской Империи и всячески пользовался этим, устанавливая новые “священные” налоги. Распространение индульгенций усиливалось, а духовность человека зависела от материального положения.
В 1517 году саксонский священник Мартин Лютер прибил на дверь одного храма “95 тезисов” – краткие критические высказывания в сторону церкви, которые вызвали огромную волну одобрения у всех сословий и быстро распространились по Германии. Через 2 года в Лейпциге Лютер провел свою масштабную “проповедь”, где открыто критиковал Ватикан и его главенство над Христианством. Папство пыталось противостоять этим выступлениям, и в 1520 г. отлучает Мартина Лютера с его ближайшими сподвижниками от церкви. Однако они демонстративно проигнорировали это событие. В этом же году, скрываясь от преследования, он начинает перевод Библии на немецкий язык.
Движение продолжало распространяться, провоцируя восстания, изгнания католических священников и конфискацию имущества церкви. Лютер, будучи пацифистом, осуждал насилие, но продолжал пропагандировать реформацию. Наряду с протестантизмом, появлялись новые течения во главе с другими восставшими священниками:
- Французские кальвинисты во главе с Жаном Кальвином;
- Швейцарские цвинглианцы с проповедником Ульрихом Цвингли;
- Саксонские анабаптисты с лидером Томасом Мюнцером.
Рис. 4. Филипп Меланхтон. Автор Лукас Кранах СтаршийРазличные течения вызывали разобщенность в рядах протестантов, отчего у них не получалось найти общий язык.
Следующие 20 лет в сложной политической обстановке Европы, которая утяжелялась Реформацией, возникало множество восстаний.В попытке примирить враждующие конфессии в 1530 г. император Карл V созвал всесословное собрание католиков и протестантов, названное впоследствии Аугсбургским рейхстагом. На нем после долгих споров была написана “Апология Аугсбургского исповедания” – развернутый ответ протестантов на аргументы католиков, составленный Филлипом Меланхтоном при поддержке Лютера. Этот текст стал первым догматическим протестантским учением.
После смерти Лютера протестанты не смогли быстро объединиться в противостоянии католикам. Распри и споры об истинных принципах Новой церкви истощали реформаторов. Гонения и поражения в религиозных войнах плохо сказывались на развитии протестантизма. Однако Новая церковь уже укоренилась в сознании жителей Германии, и в 1577 году была написана книга “Формула согласия” – теологический труд, объединивший противоборствующие лагеря протестантов.
Гонения протестантов
Конечно, Римская Церковь не могла оставить без внимания нападки тех, кто противился беспрекословному подчинению. Католики не хотели принимать и понимать, кто такие протестанты. Были массовые расправы католиков над протестантами, принародные казни тех, кто отказывался стать католиками, притеснения, насмешки, гонения. Приверженцы протестантизма тоже не всегда мирным путем доказывали свою правоту. Протесты противников католической Церкви и ее правления во многих странах прокатились массовыми погромами католических храмов. Например, в 16 веке в Нидерландах было более 5000 погромов восставшими против католиков людьми. В ответ на мятежи власти чинили свой суд, они не разбирали, чем католики отличаются от протестантов. В тех же Нидерландах за 80 лет войны властей с протестантами было осуждено и казнено 2000 заговорщиков. Всего же в этой стране за веру пострадало около 100000 протестантов. И это только в одной стране. Протестанты, несмотря ни на что, отстояли свое право на иную точку зрения в вопросе Церковной жизни. Но, неопределенность, присутствовавшая в их учении, привела к тому, что от протестантов стали отделятся другие группы. Во всем мире насчитывается больше двадцати тысяч различных протестантских церквей, например, лютеранская, англиканская, баптистская, пятидесятническая, а еще среди протестантских течений есть методисты, пресвитериане, адвентисты, конгрегационалисты, квакеры и др. Католики и протестанты очень изменили Церковь. Кто такие католики и протестанты по своему учению попробуем разобраться. По сути, христианами являются и католики, и протестанты, и православные. Отличия между ними в том, что у Православной Церкви есть то, что можно назвать полнотой учения Христа — это школа и пример добра, это лечебница для душ людских, а протестанты все более и более упрощают все это, создавая что-то такое, в чем очень трудно узнать учение добродетели, и что невозможно назвать полным учением о спасении.
Отличие православия от католицизма и протестантизма
Разумеется, за века раскола в традициях церквей возникли значительные расхождения. Основного принципа христианства – принятия Иисуса как Спасителя и Сына Божьего — они не затронули. Однако в отношении к тем или иным событиям Нового и Ветхого Заветов существуют зачастую даже и взаимоисключающие отличия. Не сходятся в некоторых случаях и методы проведения разного рода обрядов и таинств.
Основные отличия православия от католицизма и протестантизма
Православие | Католицизм | Протестантизм | |
Управление | Патриарх, Собор | Папа | Всемирный совет церквей, советы епископов |
Организация | Епископы мало зависят от Патриарха, подчиняются в основном Собору | Существует жесткая иерархия с подчинением Папе, отсюда название «Вселенская Церковь» | Действует множество конфессий, создавших Всемирный совет церквей. Священное Писание ставится выше власти Папы |
Дух Святой | Считается, что он исходит только от Отца | Существует догмат о том, что Святой Дух исходит и от Отца, и от Сына. В этом основное отличие православия от католицизма и протестантизма | |
Бог Отец | Принимается утверждение о том, что человек сам ответственен за свои грехи, а Бог Отец – существо совершенно бесстрастное и отвлеченное | Считается, что Бог страдает из-за людских грехов | |
Догмат Спасения | Распятьем были искуплены все грехи человечества. Остался только первородный. То есть при совершении нового греха человек снова становится объектом гнева Бога | Человек был как бы «выкуплен» Христом через распятье. В результате Бог Отец сменил гнев на милость в отношении первородного греха. То есть человек свят святостью самого Христа | |
Разводы | Иногда разрешаются | Запрещены | Разрешены, но относятся к ним неодобрительно |
Непорочное зачатие Богородицы | Считается, что Богородица не избавлена от первородного греха, но святость ее признается | Проповедуется полная безгрешность Девы Марии. Католики считают, что зачата она была непорочно, как и сам Христос. В отношении первородного греха Богородицы, таким образом, также заключаются довольно-таки значительные отличия между православием и католицизмом | Не признается категорически |
Взятие Богородицы на небо | Неофициально считается, что это событие, возможно, имело место, но в догматах оно не закреплено | Взятие Богородицы на небеса в физическом теле относится к догматам | Культ Девы Марии отрицается |
Обряд | Проводится только литургия | Может проводиться как месса, так и похожая на православную византийская литургия | Месса была отвергнута. Богослужения проводятся в скромных храмах или даже на стадионах, в концертных залах и т. д. Практикуются всего два обряда: крещение и причащение |
Брак священнослужителей | Разрешен | Допускается только в византийском обряде | Разрешен |
Вселенские Соборы | За основу приняты решения первых семи | Руководствуется решениями 21 (последний прошел в 1962-1965 гг.) | Признают решения всех Вселенских Соборов, если они не противоречат друг другу и Святому Писанию |
Крест | Восьмиконечный с перекладинами внизу и вверху | Используется простой четырехконечный латинский крест | В богослужениях не используется. Носят на себе представители не всех конфессий |
Иконы | Используются в больших количествах и приравниваются к Священному Писанию. Создаются в строгом соответствии с церковными канонами | Считаются только украшением храма. Представляют собой обычные картины на религиозную тему | Не используются |
Ветхий Завет | Признается как еврейский, так и греческий | Только греческий | Только еврейский канонический |
Отпущение грехов | Обряд проводит священник | Не допускается | |
Наука и религия | На основании утверждения ученых догматы никогда не изменяются | Догматы могут быть скорректированы в соответствии с точкой зрения официальной науки |