в

В чем состоит различие относительной и абсолютной истины

Абсолютная относительная истина. догматизм и релятивизм

Философская истина. Ее развитие в динамике

Современными учеными под истиной подразумевается непрерывный динамический процесс на пути к абсолютному знанию. При этом на данный момент в широком понимании истина должна быть объективной и относительной. Основной проблемой становится возможность отличить ее от заблуждения.

Несмотря на резкий скачок человечества в развитии за последнее столетие, наши методы познания до сих пор остаются достаточно примитивными, не позволяющими людям приблизиться к абсолютной истине. Однако последовательно двигаясь к цели, вовремя и полностью отсеивая заблуждения, возможно, когда-нибудь мы сможем узнать все секреты нашей Вселенной.

Человек познаёт мир, общество и самого себя с одной целью — познать истину. А что такое истина, как определить, что то или иное знание является истинным, каковы критерии истины? Об этом данная статья.

Истина в религии: интерпретация и примеры

Религия – это одна из важных сфер жизни человека, которая напрямую связана с понятием истины. Каждая религия имеет свою интерпретацию и одну или несколько основных истин, на которых строится ее вероучение.

Одной из самых распространенных религий в мире является христианство. В христианском вероучении основной истиной является тесная связь между богом и человеком. Христиане считают, что истина принадлежит богу и может быть открыта человеку через его пророков и Священное Писание – Библию. Одной из известных истин в христианстве является принятие Иисуса Христа как спасителя и пути к Богу. Верующие считают эту истину абсолютной истиной, которая приводит к вечной жизни.

В традиционном исламе истиной считается вера в одного бога – Аллаха. Исламская истинa гласит, что представившись верующими, последователи приветстуют наставления пророка Мухаммеда, содержащегося в Коране. В разных религиозных традициях, однако, может быть разное понимание истинности. Например, сунниты и шииты имеют отличные точки зрения на вопросы лидерства в мусульманском мире, что приводит к разным интерпретациям истинности в исламе.

В буддизме, изначально не являющемся религией в строгом смысле слова, истиной считается учение Сиддхартхи Гаутамы, более известного как Будда. Истинность в буддизме охватывает понимание характера страдания и пути к его освобождению, который достигается через осознание и применение правильных наставлений.

Также стоит упомянуть, что в религии истинность может быть присутствовать не только на догматическом уровне, но и на этическом. Например, все религии восхваляют доброту, справедливость и сострадание. Эти общие этические истины являются фундаментом поведения для верующих и воплощаются в их повседневной жизни.

Таким образом, истина в религии имеет свои особенности и специфику в каждом вероучении. Истинность может выражаться через учения, тексты, верования, ритуалы и примеры поведения. Религия служит основой для формирования мировоззрения и ценностей верующего, и истинность в религии играет важную роль в формировании его связи с богом или высшей силой.

Теории истины

В современной философии в качестве наиболее интересных можно выделить следующие теории истины:

  • Эмпирическая (Френсис Бэкон). Как следует из названия, согласно данной теории, истинным можно считать только знание, полученное путём эмпирических наблюдений.
  • Сенсуалистическая (Дэвид Юм). В рамках данной теории полагается, что истину можно познать только методами чувственного познания.
  • Рационалистическая (Рене Декарт). Французский философ считал, что истина уже присутствует в человеческом разуме, её необходимо только найти и извлечь.
  • Агностическая (Иммануил Кант). Данная теория соответствует основному принципу агностицизма и подразумевает, что истина непознаваема.
  • Скептическая (Мишель де Монтень). Если в агностицизме считается невозможным постижение истины, то скептицизм отрицает возможность достоверно отличить истину от вымысла. Таким образом, согласно данной теории, человек вообще не может определить, является ли знание истиной.

Проблема истины: философские аспекты и примеры

Истина — это одно из вечных философских понятий, которое вызывает множество вопросов и дискуссий. Определить, что такое истина и как ее понять, не так просто, ведь она может быть как абсолютной, так и относительной.

Абсолютная истина предполагает, что существует объективное знание, которое не зависит от наших взглядов или убеждений. Она существует независимо от нашего понимания или признания истинности. Некоторые философы считают, что абсолютная истина есть, но мы не всегда можем ее познать.

Относительная истина, напротив, изменчива и зависит от контекста. Она отражает наше понимание мира и может варьироваться от человека к человеку или от общества к обществу. Каждая личность имеет свое личное представление о правде, которое может отличаться от мнения других людей.

Проблема истины варьируется в различных областях жизни. Например, в науке истина основывается на конкретных фактах и доказательствах. Однако, даже научная истина может меняться с развитием новых теорий и открытий.

В морали и этике истина может быть связана с нравственными принципами. Например, кому-то может казаться правильным убийство в определенных ситуациях, в то время как другие будут считать это вопиющим нарушением.

В искусстве истина выражается через творческое выражение и восприятие. Картины, фильмы, музыка и другие произведения могут передавать разные истины и вызывать различные эмоции у зрителей или слушателей.

Таким образом, понимание истины зависит от конкретных областей жизни и относится к широкому спектру тем и вопросов. Однако, вне зависимости от абсолютности или относительности истины, она остается одной из основных целей философического исследования и стремления познать мир и себя лучше.

↑ Заблуждение и ложь

Непосредственная цель познания – истина, путь к которой обычно сложен, труден и противоречив. Постоянный и необходимый спутник истины на всех этапах ее развертывания и углубления – заблуждение. Категории истины и заблуждения – ключевые в теории познания, выражающие две противоположные, но неразрывно связанные стороны единого процесса познания.

Заблуждение – это знание, несоответствующее действительности, но принимаемое за истину.

Процесс познания невозможен без заблуждений, так как они всегда имеют под собой основание. Так, например, заблуждение о том, что Земля плоская объясняется особенностями восприятия человека – ведь мы видим землю до горизонта практически прямой. Заблуждение также появляются из-за того, что процесс познания ограничен в выборе средств и методов, а решаемые в ходе исследования задачи сложны и зачастую вызывают противоречия из-за трудности получения полной и достоверной информации об объектах.

Необходимо отличать заблуждение от лжи.

Ложь – это сознательное искажение фактов.

Другими словами, это просто обман, вымысел, либо утаение чего-либо.

Стоит отметить, что не все явления, события в жизни поддаются оценке с точки зрения истины. Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.

Основные теории истинного познания

Способы достижения истинно верного знания градуируются.

Мыслители разработали несколько теорий постижения правдивости. Перед тем, как их рассмотреть, следует понять, какими критериями пользовались философские умы для выявления поисковых путей. Истина должна быть ясной и обязательно иметь общезначимую масштабность. Понятие истинности пригодно для использования и реализации. Правдивость должна подтверждаться практическими исследованиями.

Основываясь на данных критериях, появилось несколько корреспондентских концепций правды.

Средневековые философы-богословы склонялись к авторитарной концепции, по которой определение правдивости доверялось авторитетному источнику.

Гуссерль, Декарт, Брентано полагались на теорию очевидности истинности, когда истина представлялась очевидным, отчетливым фактом.

Шлик, Локк считали, что правду нужно подтвердить научным путем, отсюда родилась теория опытной доказуемости.

Тарский построил семантическую теорию правдивости, где изначально истина является возможным объектом правды. Вспомогательная метатеория с целью избегания семантических феноменов, создает специальные условия для объективного восприятия истины, ради доказуемости первоначальной теории.

От: admin

Эта тема закрыта для публикации ответов.

Истина в науке: особенности и примеры

Наука стремится к поиску истины о мире на основе наблюдения, эксперимента и логического рассуждения

Однако, истина в науке имеет свои особенности, которые важно учитывать при проведении и интерпретации научных исследований

1. Прогрессивность. Наука постоянно развивается и прогрессирует, поэтому истина в науке является динамической и изменчивой. Новые открытия и теории могут привести к пересмотру предыдущих утверждений и понятий.

2. Постепенность. В науке истина строится на основе накопления знаний и исследований в определенной области. Она обретается постепенно, через проверку и подтверждение различных гипотез и результатов исследований.

3. Временность. Истина в науке может быть временной и относительной. Новые открытия и теории могут подвергнуться ревизии или замене в будущем, если появятся новые факты или разработаны более точные методы исследования.

4. Зависимость от контекста. Истина в науке может зависеть от контекста и условий, в которых проводятся исследования. Результаты могут отличаться в разных культурных, социальных и временных рамках.

Примеры:

  1. Теория эволюции. Через наблюдение и анализ разнообразия живых организмов была выведена теория эволюции, которая считается одной из основных истин научного мира. Однако, детали и механизмы эволюции могут подвергаться дальнейшей коррекции и уточнению.
  2. Законы Ньютона. Законы, сформулированные Исааком Ньютоном в XVII веке, описывают движение тел вне атомного уровня и все еще широко используются в физике современности. Однако, с развитием квантовой механики эти законы были дополнены и модифицированы для описания явлений на микроуровне.
  3. Структура ДНК. Открытие структуры ДНК Фрэнсисом Криком и Джеймсом Уотсоном в 1953 году считается важным моментом в развитии генетики. Это открытие стало фундаментальным для понимания механизмов наследственности и эволюции жизни на Земле.

Понимание истины в науке требует постоянного обновления и пересмотра знаний на основе новых фактов и исследований. Она является открытой для изменений и развития, что отличает ее от абсолютной истины.

Истина – что это?

Практически каждый человек хотя бы раз в жизни задумывался о том, что же такое истина. Существует более сотни толкований понятия, которые давали специалисты разных сфер. Истина является абстрактным понятием, от чего ее толкование объяснялось по-разному в зависимости от концепции мировоззрения мыслителя.

Одним из самых распространенных определений является то, что это суждение, проверенное практикой. То есть так можно назвать некое объективное знание, соответствующее реальной действительности и не зависящее от субъективного оценочного мнения его познающего. Истину нельзя потрогать или увидеть, ее можно только осознать и принять. Многие мыслители говорят о том, что такое сложное абстрактное понятие трудно описать словами из-за некой скудности любого человеческого языка.

https://youtube.com/watch?v=lg_4l43J0nU%250D

Истина в философии

Проблема толкования и познания истины является ключевым моментом всей философии, в которой понятие рассматривается как способ описания объективного мира на высших абстрактных уровнях:

  1. В философии по Аристотелю истина – это соответствие знаний объективной действительности.
  2. Идею своего учителя стал развивать Платон, утверждавший, что понятие существует вне знания, но может со временем перейти в него или брести другую форму выражения.
  3. Знаменитый немецкий философ Эммануил Кант считал истинным соответствие знания и самого предмета.
  4. Француз Рене Декарт давал свое определение, что же такое истина. По его мнению так можно называть лишь то, что не вызывает сомнений, а все остальное – ложь.
  5. В наши дни философы дают новые толкования понятию, связывая абстрактное с конкретным или знанием о нем.

Истина в религии

Интересное толкование истинности присутствует в разных религиозных учениях, в которых нет точных математических подтверждений и доказательств главенствующих теорий. В них вместо этого применима вера человека в недоказанное, но и то, что простой смертный не может оспорить. То есть истина – это Бог во всех его проявлениях и ипостасях.

Для верующего человека истинный путь заключается в следовании основным заветам и заповедям божеств, пророков и святых, которые были ниспосланы всему человечеству и заключены в духовных книгах, письменах других артефактах. Существует и понятие внутренней духовной истинности, которую ощущает человек, принимающий заветы и живущий по ним.

Истина в науке

В научном мире ученые мужи много столетий бьются над тем, чтобы найти самое полное и точное толкование истинного знания:

  1. Многие из них прислушиваются к Аристотелю и говорят о том, что истинным можно называть лишь то суждение или теорию, которые полностью соответствуют объекту познания без субъективизма познающего.
  2. Другие же убеждены в том, что научная истина является неким продуктом условного согласия, консенсуса внутри научного сообщества соответствия аксиом и теорем о самом объекте познания.
  3. Третий, в числе которых и Исаак Ньютон, считали, что истинная суть об объекте изучения это то, что подтверждается результатами наблюдений и экспериментов.
  4. Галилео Галилей считал истинным то, что интуитивно понятно исследователю и не нуждается в особых логических доводах и обоснованиях.

Истина и субъективность: связь и примеры

Истина, как понятие, часто связана с вопросом субъективности, то есть зависит от взгляда или мнения каждого отдельного человека. Субъективность может возникать из-за личных предпочтений, убеждений, эмоций или даже социального окружения.

Субъективная истина может быть верной только для определенного человека или в определенной ситуации. Например, если каждый имеет свое собственное мнение о красоте, то истина о том, что является красивым, становится субъективной. В таком случае, каждый может иметь свое собственное представление о красоте.

Однако, несмотря на субъективность истины, существуют некоторые общепризнанные факты, которые считаются абсолютной истиной. Абсолютная истина является объективной и существует независимо от наших взглядов или мнений.

Например, математика основывается на абсолютной истине. Существует единственный правильный ответ на математическую задачу, который можно доказать. Независимо от взгляда каждого человека, 2 + 2 всегда будет равно 4. Это абсолютная истина в математике.

Еще одним примером абсолютной истины являются научные факты и законы, которые не зависят от личных предпочтений и мнений. Например, закон Гравитации Ньютона, который описывает взаимодействие тел с помощью силы гравитации, является абсолютной истиной. Этот закон действует одинаково для всех объектов во вселенной, независимо от нашего мнения или восприятия.

Субъективная истинаАбсолютная истина
Мнение о красотеМатематические факты
Верность моральных убежденийНаучные законы
Эмоциональные предпочтенияФизические свойства

Таким образом, истина может быть как субъективной, так и абсолютной. Субъективная истина зависит от взгляда или мнения каждого человека, в то время как абсолютная истина является объективной и существует независимо от нашего восприятия. Понимание разницы между этими двумя типами истины помогает нам лучше понять мир вокруг нас и наши собственные взгляды и убеждения.

6 Истина и ее критерии. Относительность истины.

Однако попытки применения понятия абсолютной истины к более существенным положениям науки, например ко всеобщим законам , оказываются безуспешными.

Таким образом, возникает своеобразная дилемма: если абсолютная истина рассматривается как абсолютно полное и точное знание, то она лежит вне пределов реального научного познания; если она рассматривается как совокупность вечных истин, то понятие абсолютной истины неприменимо к наиболее фундаментальным видам научного знания. Дилемма эта — результат одностороннего подхода к проблеме, выражающегося в том, что абсолютная истина отождествляется с видом знания, обособленного от относительной истины. Смысл понятия “абсолютная истина” раскрывается только в процессе развития научного знания. Он состоит в том, что при переходе научного знания от ступени к ступени, например от одной теории к другой, старое знание не отбрасывается полностью, а в той или иной форме включается в систему нового знания. Именно это включение, преемственность, характеризующая истину как процесс, и составляет, пожалуй, содержание понятия абсолютной истины.

Таким образом, возникло множество нерешенных проблем, каждая из которых так или иначе связана с необходимостью определения степени соответствия между представлениями человека и реальным миром. Из этого вытекает необходимость поиска наиболее строгого критерия истины, то есть признака, по которому можно было бы определять истинность того или иного знания.

Относительная истина

Относительная истина, в отличие от абсолютной истины, зависит от контекста и взглядов каждого отдельного человека. Она основана на субъективных ощущениях, мнениях и представлениях, которые могут быть различными у разных людей.

Относительная истина подразумевает то, что каждый человек может иметь свою правду и свои убеждения, которые могут отличаться от объективной реальности. Это связано с тем, что каждый индивидуум имеет свой субъективный взгляд на окружающий мир, который может быть сформирован его личным опытом, образованием и убеждениями.

Абсолютная истинаОтносительная истина
Зависит от объективной реальностиЗависит от субъективных ощущений
Одна и непреложнаяМожет быть различной у разных людей
Универсальна для всехИндивидуальна для каждого

Таким образом, относительная истина является множественной и субъективной, в то время как абсолютная истина считается объективной и универсальной. Понимание разницы между этими двумя понятиями может помочь в понимании того, как мы воспринимаем истину и как она может отличаться у разных людей.

Определение относительной истины

В отличие от абсолютной истины, которая является объективной, всеобщей и неизменной, относительная истина зависит от контекста и может варьироваться в разных условиях или для разных людей.

Относительная истина может быть основана на опыте, личных убеждениях, ценностях или субъективных впечатлениях. Она может представлять собой мнение или оценку, основанную на восприятии, и может быть верной только в определенных предметных или временных рамках.

Например, в контексте дискуссии о красоте, разные люди могут иметь разные представления о том, что считать красивым. Относительная истина в данном случае будет отражать субъективное мнение каждого человека и может варьироваться.

Относительная истина полезна для понимания, что истинность может быть вариативной и зависеть от перспективы или контекста. Она учит нас критически мыслить и уважать различия в мнениях и оценках.

Примеры относительной истины

1. Вкус еды

Когда группа людей пробует одно и то же блюдо, они могут иметь разные вкусовые предпочтения и описывать его по-разному. Например, один человек может считать блюдо очень вкусным, в то время как другой может сказать, что оно слишком соленое или сладкое. В этом случае, вкусовое восприятие каждого человека является относительной истиной.

2. Красота

Когда говорят о красоте, мнения людей могут расходиться. Например, одному человеку может нравиться современное искусство, а другому — классические произведения. Каждый человек имеет свое восприятие красоты, и его мнение является относительной истиной.

3. Политические взгляды

Политика — это область, в которой мнения людей могут сильно отличаться. Разные люди могут иметь разные взгляды на экономику, социальные политики и внешнюю политику. Каждый человек считает свои политические убеждения истинными, но они являются относительными истинами, так как могут отличаться от мнений других людей.

4. Моральные ценности

Моральные ценности также являются относительными истинами. Разные люди могут иметь разные моральные убеждения и нормы поведения. Например, один человек может считать, что любое насилие неприемлемо, тогда как другой может считать, что некоторые формы насилия могут быть оправ

Философская интерпретация относительной истины

Относительная истина основана на предположении, что каждый индивидуум взаимодействует с миром и строит свою собственную картину реальности, основываясь на своих ощущениях и переживаниях. Это означает, что каждый человек имеет свою субъективную правду, основанную на его собственном опыте.

Однако философы указывают на то, что относительная истина не означает отсутствие объективной истины. Вместо этого она означает, что объективная истина является недостижимой и мы можем приблизиться к ней только через наш субъективный опыт.

Философы также обращают внимание на то, что относительная истина является контекстуальной и зависит от ситуации и условий, в которых она применяется. Это означает, что истина может меняться в зависимости от различных факторов, таких как культурные нормы, социальные конструкции и личные убеждения

Таким образом, философская интерпретация относительной истины показывает, что она не является абсолютной и невероятной, но все же играет важную роль в нашем понимании мира и строительстве наших собственных смыслов.

Заблуждение и ложь

Все мы когда-либо заблуждались. 

Например, многие из нас полагали, что у человека всего пять чувств, с помощью которых мы осязаем, видим, слышим, чувствуем запахи и вкусы. Но оказывается, этот список далеко не исчерпывающий. 

Выделяют, например, проприоцепцию — способность докоснуться до носа с закрытыми глазами, ноцицепцию  — способность чувствовать боль, и другие чувства. Поэтому, можно сказать, что мы действительно были в заблуждении.

Что представляет собой заблуждение? Это явление, противоположное истине.

Заблуждение — это знание, которое не соответствует предмету познания, но принимается за истинное. Ученый искренне верит в то, что его знания о предмете являются истиной, хотя на самом деле он заблуждается.

Пример: Люди, живущие в СССР, свято верили, что смогут построить коммунизм. Коммунизм — это утопия, которую нереально осуществить и реализовать. Однако люди искренне считали, что это возможно, то есть они заблуждались. 

Чем отличается заблуждение от лжи? Ложь — это категория морали, подразумевающая под собой сознательное искажение действительности с какой-либо целью — корыстной или благородной. При лжи истина известна, но специально скрывается. Заблуждение — это не специальное искажение действительности, а искренняя вера в то, что знание соответствует действительности.

Источники относительной истины

1. Свидетельства и показания людей. Относительная истина может быть основана на мнениях и восприятии отдельных индивидов. Это может быть полезно при оценке человеческих действий или событий, но не гарантирует полную объективность.

2. Наблюдения и сенсорные данные. Относительная истина может быть определена на основе результатов наблюдений и полученных данных. Однако, эти данные могут быть подвержены различным искажениям и ошибкам в сборе или интерпретации.

3. Статистические исследования. Относительная истина может быть обоснована научными исследованиями, основанными на статистическом анализе данных и фактов. Однако, статистика может быть неполной или манипулированной, что может влиять на достоверность источника.

4. Культурные и религиозные убеждения. Относительная истина может быть определена на основе культурных или религиозных верований, которые могут варьироваться в зависимости от культуры или религии. Однако, эти верования не предоставляют объективных доказательств и не могут быть проверены научными методами.

Источники относительной истины могут быть полезны для понимания различных точек зрения и контекстов, но требуют критического подхода и осознания их ограничений. Чтобы получить полную картину истины, необходимо проводить сравнительный анализ различных источников и взвешивать их достоверность и надежность.

Понятие относительной и абсолютной истины, их диалектика

Иногда словом «истина» называют любые суждения. Существуют выражения — «вульгарные истины», «набор истин», обязательные истины и т.д. Конечно, они имеют смысл своего существования как образные языковые средства коммуникации, но в философском смысле они не являются истинными. Пропозиция — это не сама истина, а лишь способ ее представления. Более того, суждения всегда полны, тогда как истина — нет. Истина изменчива и открыта для новых уточнений. Это развивающееся явление, и его нельзя представить в виде готовых, заранее определенных утверждений. Истина не только эволюционирует, она элементарно меняется, следуя за обстоятельствами. Например, то, что солнце находится на востоке, будет верно утром, а то, что оно находится на западе, будет верно вечером. Соотношение текучести и стабильности, изменчивости и постоянства и выражаются двумя взаимосвязанными сторонами истины — абсолютной и относительной.

Мы должны помнить, что абсолютное и относительное — это две стороны одной истины, а не два ее варианта, как писал Ленин в своей книге «Материализм и эмпириокритицизм».

Если первые два момента истины — субъективный и объективный — показывают, насколько наши знания согласуются с реальностью, то вторые два — абсолютность и относительность — говорят нам, насколько они согласуются с ней. Абсолютное в действительности является мерой стабильного; относительное — мерой изменчивого.

И скептики, и агностики обычно отмечают относительную сторону истины, знания как такового. Однако они представляют относительность в отрыве от абсолютной стороны. Догматики, с другой стороны, мыслят абсолютно в отрыве от всякой относительности. В обоих случаях это искажение реальных свойств истины. Признавая только относительность, мы впадаем в релятивизм. Настаивая только на абсолютности, мы впадаем в догматизм. В действительности каждый абсолют оставляет тень относительности. С точностью до наоборот. Догматизм утверждает, что истина независима от всего, что она сама по себе является истиной. Так, немецкий философ Э. Гуссер (1859 — 1938) утверждал: «То, что истинно, абсолютно, истинно «само по себе», истина тождественна независимо от того, воспринимается ли она в суждениях людей или животных, ангелов или богов.

Такая абсолютность не присуща настоящей истине. Она была бы присуща ей, в таком случае, если бы истина существовала независимо от человека, от конкретных условий познания и даже от познаваемого объекта. Что тогда означала бы такая истина, что она могла бы означать, если бы сами предметы менялись в зависимости от условий или даже переставали существовать в прежнем качестве? Такова реальность познания и такова реальность истины. Абсолютность истины заключается в моменте полного совпадения нашего познания с объектом. Момент всегда конкретен и преходящ, лишен абсолютности, ограничен. И дело здесь не в хитростях языка, а в свойствах самой реальности. Любой ответ на вопрос в процессе познания никогда не бывает полным и исчерпывающим. А сам вопрос можно уточнять до бесконечности. Все происходит не вообще, а вполне конкретно, то есть соотносится с конкретными формами и условиями. Все знания конкретны. Но никакая конкретность не является окончательной, определенной. Поэтому истина — это процесс, а не объект или состояние.

Абсолютная истина (абсолютная в объективной истине) — это полное, исчерпывающее знание о действительности, которое не уточняется и не дополняется в пределах определенного этапа развития науки; это идеал, который не может быть достигнут, хотя знание приближается к нему; это элемент знания, который не может быть опровергнут в будущем. Правда:

  1. Результат познания определенных аспектов исследуемых объектов (констатация факта, которая не тождественна абсолютному знанию всего содержания данных фактов);
  2. Окончательное знание определенных аспектов реальности;
  3. Содержание относительной истины, которое сохраняется в процессе дальнейшего познания;
  4. Полное знание о мире и сложных организованных системах, которое на самом деле никогда не достижимо.

Применительно к достаточно развитому научно-теоретическому знанию выделяют абсолютную истину — полное, всестороннее знание об объекте (сложной материальной системе или мире в целом).

Истина: критерии, структура, формы познания

Раздел ЕГЭ: 1.4. Понятие истины, её критерии

Знание, полученное в процессе познания, должно соответствовать реальной действительности.

Истина — достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек.

Критерии истины — совокупность признаков, которые подтверждают истину и позволяют отличить её от заблуждения.

  • Логичность. Истина должна соответствовать законам логики.
  • Практичность. Истинные знания можно применить на практике.
  • Научность. Истина не должна вступать в противоречие с ранее открытыми научными законами.
  • Фундаментальность. Истина не должна вступать в противоречие с законами природы.
  • Простота. Истина выражается с помощью простых формулировок и формул.

АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА

Стремление к совершенству заставляет человека продолжать процесс познания вплоть до идеала.

Абсолютная истина — знание, не подвергающееся сомнению и изменениям. Конечная цель человеческого познания. Практически недостижима, поскольку людям свойственно критическое мышление, которое необходимо для научного познания.

Знания, полученные на пути к абсолютной истине, называются относительными, то есть неполными, требующими уточнения.

СТРУКТУРА ИСТИНЫ

Отличительной чертой истины является наличие в ней нескольких сторон, без которых она не может существовать. Субъективная сторона — получение истины сопровождается пропуском знаний через сознание субъекта. Объективная сторона — реальность, не зависящая от человека.

В структуре истины выделяют субъект и объект. Объект истины — окружающая действительность или её часть. Субъект истины — индивид, группа людей, общество.

ГНОСЕОЛОГИЯ

Проблема истинности знания давно изучается философами. С течением времени была выделена отдельная теория, занимающаяся только вопросами познания и истинностью знания, — гносеология.

Гносеология делится на три основных направления, согласно которым определяют возможность получения истины.

  • Эмпиризм. Человек может добыть истину исключительно путём чувственного опыта, который является единственным источником всех знаний.
  • Рационализм. Человек может добыть истину исключительно с помощью разума, без опоры на чувства. Истиной считается то, что можно объяснить логически.
  • Агностицизм. Отрицание самой возможности познания истины.

ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ

Для преобразования знания в истину необходимо, чтобы познание происходило в соответствии с тремя основными формами.

  • Понятие. Мысль, выражающая полученные знания словосочетаниями или отдельными словами. Утверждает общие и существенные свойства предметов, явлений и процессов. (Студент — учащийся вуза).
  • Суждение. Мысль, выражающаяся повествовательным предложением. Может содержать в себе как истинное, так и ложное утверждение. (Для поступления в вуз необходимо набрать высокие баллы на ЕГЭ).
  • Умозаключение. Мысль в виде рассуждения, по ходу которого выводится заключение, содержащее новое суждение на основе первоначального. (Тот, кто получает высокие проходные баллы на ЕГЭ, становится студентом).

Вы смотрели конспект «Истина: критерии, структура, формы познания». 

  • Вернуться к Списку конспектов по Обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ОГЭ по обществознанию.
  • Найти конспект в Кодификаторе ЕГЭ по обществознанию.

Критерии истины

Критерии
– это слово иностранного происхождения, в переводе с греческого kriterion – мерило для оценки. Таким образом, критерии истины- это основания, которые позволят убедиться в истинности, точности знаний, в соответствии их предмету познания.

Критерии истины

  • Чувственный опыт

    — самый простой и надёжный критерий истины. Как определить, что яблоко вкусное- попробовать его; как понять, что музыка прекрасная- послушать её; как убедиться, что цвет листьев зелёный- посмотреть на них.
  • Теоретические сведения о предмете познания, то есть теория

    . Множество предметов не поддаётся чувственному восприятию. Мы никогда не сможем увидеть, например, Большой взрыв, в результате которого образовалась Вселенная.В этом случает теоретическое изучение, логические выводы помогут признать истину.

Теоретические критерии истины:

  1. Соответствие логическим законам
  2. Соответствие истины тем законам, которые были открыты людьми ранее
  3. Простота формулировки, экономичность высказывания

Практика.
Данный критерий тоже является очень эффективным, так как истинность знаний доказывается практическим путём.(О практике будет отдельная статья, следите за публикациями)

Таким образом, главная цель любого познания — установить истину. Именно этому посвящена деятельность учёных, именно этого пытается добиться в жизни каждый из нас: знать истину

, чего бы она ни касалась.

Субъективная истина

Очень многие люди верят в различные приметы и знамения. Однако поддержка со стороны большинства вовсе не означает объективности знания. Людские суеверия не имеют научного доказательства, а значит, являются субъективной истиной. Не могут выступать в качестве критерия объективности полезность и значимость информации, практическая применимость и прочие интересы людей.

Субъективной истиной считается личное мнение человека по поводу той или иной ситуации, не имеющее весомых доказательств. Все мы слышали выражение «У каждого своя правда». Именно оно относится в полной мере к субъективной истине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

банные принадлежности

Отличие бани от сауны