в

Чем отличается литературоведение от литературы

Что такое литературоведческие понятия

Отрасли литературоведения

Основными отраслями литературоведения являются:

  • теория литературы
  • история литературы
  • литературная критика

Теория литературы – это отрасль литературоведения, которая изучает социальную составляющую, особенности и закономерности развития, общественную роль художественной литературы. Коме того, эта отрасль литературоведения определяет принципы, по которым рассматривается и оценивается литературный текст. Теория литературы так же изучает художественную литературу в ее историческом развитии.

Теория литературы так же содержит в себе несколько направлений:

  • поэтика
  • эстетика
  • методология

Поэтика занимается изучением структуры и композиции литературного произведения, поэтической формы, техники поэтического искусства.

Такая отрасль как эстетика изучает общие вопросы художественной литературы, связанные с искусством. В эстетики большое место отводится философскому изучению вопроса.

Под методологией в литературоведении понимается изучение принципов, способов, методики литературного анализа произведения.

Вторая отрасль литературоведения – история литературы исследует процесс развития художественной литературы через призму истории, какие исторические события оказали влияние на художественную литературу того или иного периода, каким образом исторические события находят отражения в литературе, и наоборот, как литература может влиять на ход истории. Данная отрасль имеет так же несколько направлений:

  • автороведение
  • история национальных литератур
  • история региональных литератур
  • история всемирной литературы

Автороведение предполагает изучение текста произведений писателя, определенные черты, которые являются характерными именно для этого автора. Автороведение выявляет сведения об авторе, а также условия создания произведения.

История национальных литератур предполагает изучение литературных произведений в рамках одной нации.

История региональных литератур предполагает изучение литературных произведений по признаку общности языка, территории, социальной принадлежности.

История всемирной литературы изучает, каким образом все литературы мира разных исторических периодов связаны.

Третья главная составляющая литературоведения — это литературная критика. Основная задача этого направления заключается во всестороннем анализе различных явлений литературоведения, оценивание идейно-художественной значимости литературных произведений для современного общества по актуальным критериям.

Литературная критика часто носит публицистический характер, часто соприкасается с журналистикой, а также с историей, политологией, социологией. Основными жанрами литературной критики являются:

  • рецензия
  • критическая статья
  • проблемная статья
  • критическая монография

Литературная критика как наука делится на два направления:

  • теория критики – это отрасль, которая определяет критерии оценивания художественных произведений.
  • история критики – это отрасль, которая изучает историю развития литературной критики как дисциплины.

Помимо основных отраслей литературоведения, существую так же и второстепенные средства, к ним относятся:

  • историография
  • текстология
  • библиография
  • источниковедение
  • биографистика
  • хронология
  • палеография
  • литературное архивоведение
  • литературное музееведение
  • литературное библиотековедение
  • литературное краеведение

Что представляет собой литература?

Литература – это искусство слова, потому данный термин используется для обозначения любых письменных произведений и обладающих общественным значением.

Литература бывает технической, научной, справочной, эпистолярной, публицистической. Однако, если ориентироваться на обычный и строгий смысл термина, литература должна включать в себя только художественные произведения.

Термин «литература» начал употребляться только в XVIII столетии, так как прежде люди говорили «изящная словесность», «поэзия», «поэтическое искусство». Активное развитие литературы началось в середине XV века, когда люди по достоинству оценили искусство слова.

Литература начинает свое развитие на основе устной народной словесности, приобретая постепенно формы, которые проявляются в XXI веке. Литература имеет отношение не только с творческим потенциалом людей, но и с периодом формирования государственного строя, ведь именно государство порождает развитую письменность.

Каждый период истории обладает уникальными литературными памятниками, позволяющими понять, по какому направлению развивалось человечество. В древнейших литературных памятниках, к которым традиционно относят «Повесть временных лет», Библию, Махабхарату, предполагается полноценное единение словесного искусства, мифологии и религии, основ естественных и исторических наук, моральных и практических указаний. Анализ ранних литературных произведений не может лишить труды эстетической ценности, ведь структура близка к художественным принципам и образует фундамент для дальнейшего развития литературы.

Что представляет собой литературоведение?

Литературоведение – это наука, которая посвящена художественной литературе, происхождению и развитию, сущности. В настоящее время литературоведение представляет собой сложную дисциплину, которая отличается подвижностью. При этом предполагается различие между тремя главными отраслями литературоведения:

  1. Теория литературы. В этом случае предполагается изучение общих законов структуры, а также принципов развития литературы.
  2. История литературы. Предполагается изучение прошлого литературы в качестве художественного процесса.
  3. Литературная критика. В этом случае концентрация внимания происходит на современной литературе, но при этом присутствует возможность интерпретации ранних литературных произведений на основе современных общественных, а также художественных задач.

В большинстве случаев литературоведение должно заниматься поэтикой, которая направлена на изучение следующих аспектов:

  1. Структура литературных произведений.
  2. Творчество писателей.
  3. Особенности различных литературных направлений.
  4. Принципы литературной эпохи.

Важную роль играет художественная речь
, которая должна обладать уникальной стилистикой. При этом предполагается, что стилистика художественной речи может быть включена в теорию литературы, общую поэтику, историю литературы, литературную критику.

Если же внимательно изучить дисциплину, можно понять, насколько тесно взаимосвязаны все отрасли. Нужно понимать, что литературная критика развивается на основе исторических и теоретических принципов, причем история и теория литературы должны учитывать и осмыслять опыт критики для дальнейшего совершенствования

Важно отметить возможность передвижения дисциплин из одного ряда в другой, ведь критика постепенно становится материалом истории литературы и исторической поэтики, причем данные передвижения происходят под влиянием времени

Нужно отметить, что наряду с главными дисциплинами литературоведения существуют вспомогательные направления:

  1. Литературоведческое архивоведение.
  2. Библиография художественной и литературоведческой литературы.
  3. Палеография.
  4. Текстология.

Сказка – любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.

В чем сходство русской народной и литературной сказки

Литературные сказки повторяют фольклор, сказочную атрибутику, языческие ритуалы из народных сказок. Кроме этого, эти виды сказок объединяют такие черты:

  • Авторы в своих произведениях наделяют персонажей животных человеческими качествами, как это первоначально применялось в устном народном творчестве. Часто в авторских сказках появляются пословицы, поговорки, простонародные выражения, взятые из русского народного фольклора.
  • И те и другие сказки повествуют о вымышленных событиях.
  • И в тех и других сказках герои делятся на положительных и отрицательных. При этом, положительные герои воплощают представление народа о добре, справедливости, красоте. А отрицательные герои – воплощение зла для человека.
  • Во многих народных и литературных сказках главному герою помогает животное, наделенное сверхъестественными способностями.

Народные сказки в творческой форме отражают сознание людей того времени, когда они были придуманы. А литературная сказка хоть и продолжает культурные традиции народа, но больше является элементом приключенческой или фантастической литературы.

Народные и литературные сказки относятся к одному жанру, но имеют существенные отличия. Это касается и формы повествования, и внутреннего содержания произведений. Основой всех сказок является история о чудесных приключениях героев, однако в фольклорных сюжетах она строится по традиционной схеме, а в литературных может иметь произвольный многоплановый вариант изложения.

Народные сказки
– древнейшее культурное наследие, которое сохранило представление наших предков о взаимоотношениях человека и природы. В них отражены нравственные принципы существования общности людей в условиях постоянной борьбы за выживание, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.

Народные сказки классифицируют как волшебные, бытовые, былинные, богатырские, сатирические. Особое место в этой классификации занимают сказки о животных, возникновение которых исследователи устного народного творчества связывают с языческими ритуалами.

Литературная сказка
возникла гораздо позже. Во второй половине XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра.

В большинстве литературных сказок повторяются фольклорные мотивы и присутствует волшебная атрибутика, позаимствованная из языческих ритуалов, однако развитие сюжета, как и выбор персонажей, подчинены воле автора. Сказка становится художественным произведением со сложной системой метафорических образов, свойственных притче.

Жанровая особенность литературной сказки со второй половины XIX века проявляется в ее близости к новелле и даже повести. Примером могут служить произведения русских писателей А. Погорельского, Л. Толстого, а в западноевропейской литературе О. Уайльда, С. Лагерлеф, Л. Кэрролла.

«Алиса в стране чудес» Л. Кэрролл

Язык художественного произведения

Язык художественного произведения – это особая система языковых средств, которые используются в литературе для передачи знаков, символов, образов, мыслей и эмоций автора.

В художественном произведении язык не просто функциональное средство коммуникации, а становится самостоятельным художественным средством. Автор использует различные лингвистические приемы и стилистические фигуры для создания определенной атмосферы, передачи эмоций и выражения своих мыслей.

Примеры художественного использования языка:

  • Метафора: использование слов и выражений в переносном значении для создания образных сравнений и аллегорий;
  • Сравнение: установление сходства между двумя предметами или явлениями с помощью слов «как», «смотрится», «подобно» и т.д.;
  • Ирония: использование слов или выражений с противоположным смыслом для подчеркивания нелепости, недостатков или противоречий;
  • Аллитерация: повторение звуков в начале соседних слов для создания эффекта звукоподражания или ритма;
  • Эпитет: использование характеризующего слова или выражения для придания дополнительных качеств объекту или явлению;
  • Риторический вопрос: используется для выражения мыслей и вызова реакции у читателя, не требуя реального ответа.

Это всего лишь некоторые из множества лингвистических приемов, которые используются в художественных произведениях

Язык является важной составляющей художественного произведения и позволяет передать не только смысл, но и эмоциональную силу и красоту произведения

Литература и носители текста[]

Литературный текст остаётся самим собой независимо от того, каково его материальное воплощение: рукопись, книга, компьютерный файл на мониторе. Не следует, однако, думать, что эволюция носителей текста никак не влияет на саму литературу. Напротив, состояние литературы в обозримом прошлом полностью определяется цивилизационной революцией, совершённой изобретшим книгопечатание Гутенбергом: до этого воспроизведение любого сколько-нибудь длинного текста требовало значительных затрат времени и сил писца, и это накладывало существенные ограничения на количество и характер текстов, фиксируемых письменно и распространяющихся за пределы непосредственного круга общения автора. На исходе XX века новая цивилизационная революция вызвала к жизни два качественно новых носителя текста: это аудиокнига и компьютерный файл. Вполне возможно, что повсеместное распространение этих носителей в самом скором будущем приведёт к новым серьёзным изменениям в структуре литературного пространства.

Определение понятий

Прежде чем сравнивать термины между собой, необходимо дать каждому из них определение. Это поможет лучше разобраться в художественных особенностях.

Фольклором принято называть народные традиции и коллективное творчество, которое сложилось исторически. В произведениях этого жанра отсутствуют единый автор, а сами элементы фольклора – песни, сказки, стихи, игры, традиции, передаются в устной форме из поколения в поколение. Существует несколько фольклорных жанров, определяющие, какими будут произведения:

  • Обрядовые (традиции, верования, праздники, суеверия, приметы).
  • Былины (песенная или поэтическая формы).
  • Песенные (включая потешки и частушки).
  • Эпические (сказки, предания, былины, легенды, сказы).

Выделяют малые формы устного народного творчества. В эту группу входят пословицы, поговорки, загадки, а также различные анекдоты.

Литература – полноценный и самостоятельный вид искусства. Во многих культурах он появился под влиянием народного эпоса. Первые произведения – летописи и хроники, описания жизни правителей или святых. В основе описания заложены фольклорные традиции. В тестах присутствуют сюжетная составляющая, образы героев. Поэтическая составляющая возникла на основе песен и былин. Литературные произведения вышли за пределы канонов, определяемых фольклором. Они имеют сложную конструкцию, способствующую произвольному развитию сюжета. Произведения существуют только в письменной форме. В произведениях описывается не только внешний мир, окружение человека, но и его переживания, рассматриваются особенности личности и ее взаимодействие с обществом. В основу могут лечь социальные и бытовые проблемы. У текстов существует автор.

Фактчек

Предмет и задачи литературоведения

Замечание 1

Художественная литература в ее разном обличие, формах, записанная с применением абсолютно разных знаков, звуков, методов является главным предметом современного литературоведения. В свою очередь формы художественных произведений в период до существования письменности изучает такая наука как фольклористика.

В основные задачи современного литературоведения входит:

  • изучение художественной литературы в целом
  • изучение общих законов развития художественной литературы
  • изучение специфических черт художественной литературы
  • исследование социальной функции художественных произведений
  • определение принципов анализа и оценки художественных произведений

Литературоведение помогает в более глубинной форме осознать художественные произведения, литературный процесс, а также специфику творчества автора.

Замечание 2

Литературоведение имеет прямую и косвенную связь с множеством других дисциплин, например, философией, эстетикой, языкознанием, историей, фольклористикой, психологией, этикой, логикой; в меньшей степени – с математикой, географией, страноведением, этнографией, религиоведением, и т. д.

Что представляет собой литературоведение?

Литературоведение – это наука, которая посвящена художественной литературе, происхождению и развитию, сущности. В настоящее время литературоведение представляет собой сложную дисциплину, которая отличается подвижностью. При этом предполагается различие между тремя главными отраслями литературоведения:

  1. Теория литературы. В этом случае предполагается изучение общих законов структуры, а также принципов развития литературы.
  2. История литературы. Предполагается изучение прошлого литературы в качестве художественного процесса.
  3. Литературная критика. В этом случае концентрация внимания происходит на современной литературе, но при этом присутствует возможность интерпретации ранних литературных произведений на основе современных общественных, а также художественных задач.

В большинстве случаев литературоведение должно заниматься поэтикой, которая направлена на изучение следующих аспектов:

  1. Структура литературных произведений.
  2. Творчество писателей.
  3. Особенности различных литературных направлений.
  4. Принципы литературной эпохи.

Важную роль играет художественная речь
, которая должна обладать уникальной стилистикой. При этом предполагается, что стилистика художественной речи может быть включена в теорию литературы, общую поэтику, историю литературы, литературную критику.

Если же внимательно изучить дисциплину, можно понять, насколько тесно взаимосвязаны все отрасли. Нужно понимать, что литературная критика развивается на основе исторических и теоретических принципов, причем история и теория литературы должны учитывать и осмыслять опыт критики для дальнейшего совершенствования

Важно отметить возможность передвижения дисциплин из одного ряда в другой, ведь критика постепенно становится материалом истории литературы и исторической поэтики, причем данные передвижения происходят под влиянием времени

Нужно отметить, что наряду с главными дисциплинами литературоведения существуют вспомогательные направления:

  1. Литературоведческое архивоведение.
  2. Библиография художественной и литературоведческой литературы.
  3. Палеография.
  4. Текстология.

Дети любят слушать сказки. В них добро наказывает зло. Благодаря сказкам, дети учатся понимать мир.

Русские народные сказки развивают воображение детей

Но существует разница между литературными и народными сказками:

  • В народных сказках сюжет строится по традиционной схеме, и рассказчик должен ее придерживаться. А сказка, написанная автором, может иметь произвольный вариант повествования.
  • В литературной сказке чётче описывают характер и внешность героев. Место действия и события наделены большим количеством деталей. А писатель имеет свое отношение к каждому герою, и это заметно при прочтении повествования. Тогда как народная сказка отражает идеалы целого народа.
  • Народные сказки появились в глубокой древности. Они отражают представления человека о добре и зле, о нормах морали. В сказках разных народов видны их культурные традиции и верования. Литературные сказки появились намного позже народных.
  • Народная сказка рождалась в народе. Такие сказки знали все, благодаря устному пересказу. Их нигде не записывали. У них не было конкретного автора. А литературная сказка – это плод фантазии одного человека, записанный на бумагу.

Теоретический раздел литературоведения

Теоретический раздел литературоведения является одной из основных составляющих этой дисциплины. Он включает в себя различные теории и методы анализа литературы, а также понятия и практики, связанные с изучением литературного процесса и текстов.

Основной целью теоретического раздела литературоведения является разработка и систематизация различных подходов к изучению литературы. Он позволяет более глубоко понять и анализировать произведения и авторов, а также выявить общие закономерности и тенденции в развитии литературы.

В теоретическом разделе литературоведения выделяются несколько основных направлений:

  • литературная теория;
  • литературная критика;
  • литературная история;
  • литературная эстетика;
  • жанровое и стилистическое исследование;
  • компаративистика.

Литературная теория занимается разработкой и анализом основных концепций и понятий, связанных с литературой. Она исследует язык и структуру литературного произведения, его характеристики и функции.

Литературная критика занимается оценкой и исследованием литературных произведений на основе различных критериев и методов. Она помогает понять и интерпретировать содержание и форму произведений, выявлять их смысловую и эстетическую ценность.

Литературная история изучает историческое развитие литературы, ее эволюцию и влияние на общественное сознание. Она помогает выявить основные этапы и фазы развития литературы, а также выявить связи и зависимости между литературой и историческими событиями.

Литературная эстетика изучает красоту и эстетические качества произведений, а также воздействие литературы на читателя. Она позволяет анализировать эмоциональную и художественную ценность произведений и оценивать их эстетическую ценность.

Жанровое и стилистическое исследование занимается изучением различных жанров и стилей литературы. Оно помогает понять особенности и характер произведений, идентифицировать и классифицировать произведения по их основным признакам.

Компаративистика является междисциплинарным подходом к изучению литературы, который сравнивает различные литературы и культуры, а также исследует их взаимодействие и влияние друг на друга.

Теоретический раздел литературоведения играет важную роль в понимании и анализе литературы. Он предоставляет инструменты и методы для более глубокого изучения и интерпретации произведений и авторов, а также расширяет наше понимание литературного процесса в целом.

Чем отличается литературная сказка от народной: примеры

Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.

Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».

Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся». Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя

Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь»

Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».

Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» – балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» – ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» – печальная, грустная и нежная.

Задачи литературной критики

Критика как отдельная отрасль литературоведения признается не во всех странах. Например, в англоязычных странах под критикой понимают то же самое, что литературоведение, однако в Германии и в России между этими понятиями нельзя поставить знак равенства, даже несмотря на то, что критик и литературовед может быть одним и тем же лицом.

Замечание 3

В общем под критикой понимается оценочная статья о литературе в целом, литературном направлении или литературном произведении.

Отличием критики от литературоведения так же является и то, что первая является более публицистичной, ориентированной на актуальные темы, работает в основном с новыми литературными произведениями.

Построение романа

Построение романа — это организация сюжета, персонажей, композиции и структуры произведения

Автор романа стремится создать логическую и эмоциональную целостность текста, чтобы удерживать внимание читателя и передать ему свои идеи и эмоции

В основе построения романа лежат такие компоненты, как:

  1. Сюжет: основные события, действия и перипетии, которые происходят в произведении. Сюжет может быть развитым, с многочисленными параллельными линиями, или линейным, с простой последовательностью событий.
  2. Персонажи: главные или второстепенные герои, которые присутствуют в романе. Автор отображает их внутренний мир, сознание, мотивы и связи с другими персонажами.
  3. Композиция: организация структуры произведения и распределение событий по главам или частям. Композиционные приемы могут включать флешбеки, повторы, параллели и другие средства.
  4. Структура: общая организация текста, включая начало, развитие и завершение. Роман может иметь линейную или нелинейную структуру, включать эпилоги или про- и эпилоги.

Каждый автор строит роман по своему, в соответствии с задумкой и индивидуальными предпочтениями. Разные жанры и литературные направления также влияют на построение романа. Некоторые авторы следуют строгой структуре и соблюдают классические каноны, в то время как другие экспериментируют с формой и создают нестандартные композиции.

Важно отметить, что построение романа является одним из ключевых аспектов его анализа и исследования в рамках литературоведческих исследований. Изучение построения романа позволяет более глубоко понять художественные особенности произведения и цели автора

Хронотоп

Литературоведение и его отличие от литературы

Литературоведение является наукой, изучающей литературу как особую форму искусства. В отличие от самой литературы, литературоведение не создает и не пишет произведения, а анализирует уже существующие тексты и их художественные особенности.

Главная задача литературоведения – это исследование литературы как феномена культуры и описывание ее различных аспектов. Эта наука изучает не только сами тексты, но и контекст их создания, их авторов, историю литературы, литературные школы и течения.

Одной из главных областей литературоведения является литературная критика

Литературные критики анализируют и оценивают произведения литературы, обращая внимание на такие аспекты, как композиция, стиль, язык, художественные приемы и идеи, выраженные в тексте

Литературоведение также занимается изучением литературных жанров – определенных форм и структур, которые используются в литературе. Оно исследует, какие признаки присущи каждому жанру, какие темы и мотивы наиболее распространены, и как эти жанры развиваются в течение времени.

Важной составляющей литературоведения является исследование литературной теории. Литературные теоретики разрабатывают различные подходы к анализу и пониманию литературных текстов

Они исследуют вопросы о природе литературы, ее функциях, влиянии на общество и взаимосвязи с другими искусствами и науками.

Герой

Герой – одно из основных понятий в литературоведении, обозначающее субъекта, осуществляющего действия и испытывающего определенные судьбоносные события в литературном произведении. Герои – это вымышленные или исторические персонажи, которые являются важными элементами сюжета и носят центральную значимость для развития сюжета и идей произведения.

Герой может быть отдельным человеком, группой людей или даже антропоморфным объектом или животным. Герой может иметь различные качества и характеристики, такие как мужество, сила, честность, ум, доброта и другие.

Также герои могут быть классифицированы в соответствии с определенными характерными чертами или ролями, которые они играют в произведении:

  1. Главный герой (протагонист) – персонаж, вокруг которого строится основной сюжет произведения и который испытывает наибольшие изменения и развитие. Примером главного героя может служить Гамлет из пьесы Шекспира «Гамлет».
  2. Антагонист – персонаж, который противостоит главному герою и создает препятствия на пути его достижения цели. Например, Лектор в романе «Молчание ягнят» Томаса Харриса.
  3. Комический персонаж (комедийный герой) – персонаж, который вызывает смех у читателя или зрителя, обычно из-за своего неумения или смешного поведения. Например, Иванушка-дурачок из русской народной сказки «Морозко».
  4. Трагический герой – персонаж, постепенно попадающий в трагическую ситуацию и испытывающий сильные страдания. Примером может служить Отелло из пьесы Шекспира «Отелло».

Рассмотрение героя является важным аспектом литературоведения, так как через героев авторы передают свои идеи, ценности и мировоззрение. Герои помогают читателю или зрителю лучше понять и оценить различные аспекты человеческого опыта.

Определение понятий «литературоведение» и «литература»

Определение 1

Литературоведение – это одна из основных частей филологии, науки, изучающей культуру народа, выраженную в языке и литературном творчестве. Второй составной частью филологии является лингвистика.

Под литературоведением понимается набор дисциплин, которые связаны с изучением литературы. Литературовед – это ученый, занимающийся вопросами в области литературы, который имеет определенные литературоведческие знания и навыки.

Понятие «литературоведение» впервые появилось в Германии в середине XIX века, однако в России это понятие было введено намного позже, примерно в 20-х годах XX века. В англоязычных странах этот термин и вовсе отсутствует, там он заменен на термин «литературная критика».

Статья: Задачи литературоведения

Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В свою очередь достаточно сложно определить границы понятия «литература», они всегда будут условны. Обыватель под понятием литература понимает, например, оды М. Ю. Лермонтова, романы Л. Н. Толстого, поэмы А.С. Пушкина. В разные исторические эпохи и в разных странах понятие «литература» интерпретировалось по-разному. Учитывая все эти особенности, философ Цветан Тодоров пришел к выводу, что понятие литература является ни чем иным, как устойчивым мифом, который не имеет реальных оснований. С подобным мнением многие ученые отчасти соглашаются. Действительно определить границы понятия «литература» не так просто. Следует начать с того, что в переводе с латинского языка «литература» переводится как «буквеность», то есть под литературой можно понимать не просто художественный текст, а именно написанный текст. Таким образом можно сделать вывод, что литературоведение должно заниматься изучением текста, который адресован именно читателю, а не слушателю.

Замечание 1

Однако не следует сводить на нет роль неписьменных форм словесного искусства. В последнее время интерес к этим формам неуклонно возрастает.

Выводы

Фольклор является особой формой творчества народа. Основная составляющая – устное выражение образов. В произведениях передается общее представление об устройстве мира, законах природы. Общество рассматривается, как единое целое, а внутренние переживания людей остаются скрытыми от посторонних глаз. Литература позиционируется, как вид искусства, в котором произведения сохраняются в письменной форме. Тексты всегда являются авторскими. В них находят свое отражение такие составляющие, как внутренний мир человека, его личность и место в обществе. Социальные взаимодействия и отношения – составляющая многих сюжетов и жанров в литературе. Фольклорные произведения выстраиваются по устойчивым правилам. Сюжеты рассматривают обобщенные образы. В них нет сложных художественных подходов, призванных приукрасить происходящее или сделать образ героев более ярким и запоминающимся. Все тесты можно передавать устно, немного изменяя последовательность повествования.

В случае с литературным произведением передать его без искажения получится только в письменной форме. У текстов всегда имеется автор, реже соавтор. В фольклоре подразумевается, что произведение является плодом коллективного народного творчества, поэтому выявить и указать одного автора не представляется возможным.

Вывод

Итак, чем же отличаются литература и литературоведение?

  1. Литература не может быть наукой, так как она представляет собой способ выражения творческого начала, которое может быть подсознательным и бессознательным. Отсутствует возможность использования литературы в качестве науки и ее связи с семиотикой, набором определений, подсчетом. Такие способы оценки не позволяют определить качество литературы.
  2. Литературоведение представляет собой науку о законах литературы, причем от данной дисциплины зависит, каким будет дальнейшее развитие литературы. Литературоведы должны предоставить основу для развития художественного потенциала писателей и поэтов. Методы и формулировки дисциплины должны быть научными, так как только в этом случае гарантируется долговечность.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

банные принадлежности

Отличие бани от сауны