Олицетворение — языковая фигура, придающая живым или анимированным предметам свойства человека
Олицетворение является одной из самых распространенных языковых фигур, которая позволяет описать предметы или явления, придавая им свойства или качества человека. Олицетворение использует метафоры, сравнения и эпитеты, чтобы создать образ живого или анимированного существа. Эта языковая фигура помогает усилить эмоциональную или художественную выразительность текста.
Примеры олицетворения:
- Ветер шумит в листве, будто плачет.
- Море шепчет тайные истории прибывших кораблей.
- Солнце улыбается над зелеными лугами.
- Дождь стучит по окнам, будто просится в дом.
- Трава шепчет тайные загадки природы.
Во всех этих примерах предметы приобретают человеческие свойства — шумят, плачут, улыбаются, стучат, шепчут. Эти описания создают образы и передают эмоциональную составляющую текста.
Олицетворение помогает читателю лучше понять и воспринять текст, создавая более яркие и запоминающиеся образы. Оно используется в различных жанрах литературы, поэзии, рекламе и в речи в целом.
Заключение
Олицетворение — это мощный инструмент для создания образов и усиления выразительности текста. Оно придает предметам и явлениям свойства человека, делает текст более эмоциональным и запоминающимся. Зная и понимая эту языковую фигуру, мы можем использовать ее в своей речи и письменных работах, чтобы сделать их более привлекательными и выразительными.
Как найти метафору в тексте
Найти её можно несколькими способами. Рассмотрим подробнее на примере следующего алгоритма:
- Для начала, нужно внимательно прочесть предоставленный текст. Не всегда метафору видно издалека, чтобы с точностью сказать: “Да, это она!”. Поэтому, нужно усердно знакомиться с каждым словом в тексте.
- Найти те слова, которые автор приводит в переносном смысле. Чтобы понять, в каком значении употреблены слова, задавайте наводящие вопросы и создавайте в голове образ. На крайний случай, есть толковые словари, которые помогут вам.
- Определить скрываемый посыл в этих словах.
Мы видим, “пригоршнями водяных горошин” — это метафора, и в тексте она приводится для сравнения с брызгами, которые не упоминаются.
Примеры эпитетов и сравнений в русском языке
В русском языке эпитеты и сравнения играют важную роль при создании образов и передаче эмоционального заряда текста. Эпитеты — это прилагательные или именные слова, используемые для описания признаков предмета или явления. Сравнения, или тропы сравнения, устанавливают аналогию между двумя объектами, выражая сходство или различие между ними.
Вот несколько примеров эпитетов:
- молодой красавец
- горячая пища
- голубое небо
- тихая ночь
- зеленые леса
Примеры сравнений:
- крепкий как дуб
- быстрый как ветер
- белый как снег
- красный как роза
- горячий как печь
Эпитеты и сравнения не только делают текст более ярким и выразительным, но и помогают читателю лучше представить себе описываемые объекты или ситуации. Они также могут создавать определенное настроение или передавать определенные эмоции.
Эпитеты и сравнения являются важными стилистическими приемами в русском языке, которые помогают простым словам приобрести глубину и смысл.
Что такое метафора, эпитет, олицетворение, фразеологизм, сравнение? Примеры
Метафора
Метафора — это фигура речи, которая делает неявное, подразумеваемое или скрытое сравнение между двумя вещами, которые не связаны, но которые имеют некоторые общие характеристики. Другими словами, сходство двух противоречивых или разных объектов создается на основе одной или нескольких общих характеристик.
Тем не менее, метафора фигуры речи отличается от сравнения, потому что мы не используем «как» для разработки сравнения в стихах метафоры и предложениях метафоры. Это делает неявное или скрытое сравнение, а не явное.
Типичные речевые примеры метафор
Итак, что такое метафора? Большинство из нас думают о метафоре как об устройстве, используемом только в песнях или стихах, и это не имеет ничего общего с нашей повседневной жизнью. На самом деле все мы в повседневной жизни говорим, пишем и думаем метафорами. Мы не можем избежать их. Метафоры иногда создаются через наш общий язык и называются «обычными метафорами».
Давайте рассмотрим несколько метафорных значений и примеров, таких как называние человека «совой» или «ранней пташкой» или «жизнь — это путешествие», — это общие примеры метафор, которые слышат и понимают большинство из нас. Ниже приведены некоторые более традиционные метафоры, которые мы часто слышим в нашей повседневной жизни:
Эпитет
Эпитет — это описательное литературное устройство, которое описывает место, вещь или человека таким образом, что помогает сделать его характеристики более заметными, чем они есть на самом деле. Кроме того, он известен как «по имени» или «описательный заголовок».
Примеры эпитета в литературе
Пример Брендон Хиллз (А. Э. Хаусман) «Здесь в воскресенье утром Моя любовь и я лежали бы, И видели цветные округа, И слышали жаворонков так высоко О нас в небе».
Здесь «цветной» — это эпитет, используемый для описания приятного и прекрасного весеннего сезона в тех странах, где поэт хочет насладиться компанией своей любимой.
Типичные примеры олицетворения
Из приведенных выше примеров олицетворения мы видим, что этот литературный прием помогает нам связать действия неодушевленных предметов с нашими собственными эмоциями.
Фразеологизм
Термин фразеологизм относится к выражению набора или фразе, содержащей два или более слов. Интересный факт относительно устройства состоит в том, что выражение не интерпретируется буквально. Фраза понимается как нечто совершенно отличное от того, что подразумевают отдельные слова фразы. В качестве альтернативы можно сказать, что фраза интерпретируется в переносном смысле. Кроме того, фразеологизмы различаются в разных культурах и странах.
Сравнение
Сравнение — это риторическое или литературное устройство, в котором писатель сравнивает или противопоставляет двух людей, места, вещи или идеи. В нашей повседневной жизни мы сравниваем людей и вещи, чтобы выразить себя ярко. Поэтому, когда мы говорим, что кто-то «ленив как улитка», вы сравниваете две разные сущности, чтобы показать сходство, то есть чью-то лень с медленным темпом улитки.
Примеры сравнения в литературе
«До высоких книг, в магическом хранении, как богатые гарниры, созревшее зерно»
Джон Китс сравнивает сочинение стихов с пожинанием и посевом, и оба эти действия означают ничтожность жизни и неудовлетворенное творчество.
«Весь мир — сцена, а мужчины и женщины — просто игроки…»
Шекспир использует метафору сцены для описания мира и сравнивает мужчин и женщин, живущих в мире, с игроками (актерами).
Прилагательные в роли эпитетов
Чаще всего в роли эпитетов выступают именно прилагательные. При этом они служат в роли красочных определений. К примеру:
Статные осины высоко лепечут над вами. Могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы.
Ошибочным является мнение, что любое прилагательное является эпитетом
Чтобы отличать их и легко находить в тексте именно тропы, следует обращать внимание на роль слова-определения
Сравним два словосочетания: теплый дом и теплые отношения. В первом варианте слово «теплый» служит лишь констатацией факта, оно никак не влияет на эмоциональное восприятие и не приукрашивает высказывание. Во второй фразе читатель сразу понимает, что речь идет о хороших отношениях.
Видео:Русский язык 6 класс (Урок№55 – Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагат.)Скачать
Метафора
Метафора имеет совершенно иное предназначение. У нее нет необходимой точности
, как у эпитета. Задача метафоры — сравнение.
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит…
Поэтические традиции часто требуют неявных метафор и некоторого культурного образования от читателя, поэтому поэтические метафоры сложнее для понимания, чем те, которые встречаются в обычной речи.
Фраза «Пустыня внемлет богу
» это, конечно, метафора. Пустыне нечем внимать богу, разве что саксаулом. Читатель, который верит поэту, пытается вжиться в идею, преподнесенную ему автором строк. Ага! Пустыня это состояние души поэта. Теперь понятно, почему пустыня внемлет богу. Потому что «поэт» внемлет богу – что уже теплее. Можно найти еще много значений этому стиху, из-за того что метафора не требует точности. Она требует переноса значений. То есть, сравнения.
И такое определение метафоры справедливо не только для словесного искусства, но и для повседневной речи. Когда мы говорим: «Сегодня мы зажигаем», мы ведь не имеем в виду, какой-то определенный костер, который мы сегодня зажгем. Языкотворческая деятельность человека вполне реализует себя в разговорной речи, а не только в литературных произведениях. Так возникают красочные речевые обороты, которые поражают нас своей выразительностью. Новые выражения, построенные на оригинальных ассоциациях, связывают передачу значения мысли.
Метафора как средство выразительности
Метафора представляет собой скрытое сравнение. Принцип ее применения в русской речи заключается в переносе названия (описания) одного предмета на другое. Опираться при использовании метафор следует на сходства слуховых, зрительных, вкусовых и эмоционально-психологических восприятий. Кроме того, для грамотного применения этого тропа требуется определить внешние и внутренние особенности объекта или явления.
Метафора предполагает сравнение уже известного предмета с каким-либо новым объектом. При этом нужно выявить общие признаки, найти точки соприкосновения. Примеры могут быть следующими:
Подобных метафорических выражений в литературе огромное количество. При этом часть речи может быть любой: прилагательное, существительное, наречие.
Разница между метафорой и эпитетом
Эпитет и метафора относятся к средствам художественной выразительности, благодаря которым речь становится стилистически выразительной, образной, яркой. Определить их различие бывает непросто из-за того, что и метафора, и эпитет имеют не прямое, а переносное значение, возникающее на уровне ассоциативных связей между предметами, явлениями, их признаками, действием или состоянием.
Эпитет является образным определением, в котором заключается устойчивый отличительный признак изображаемого: сырая земля, молниеносная реакция; молчаливо свидетельствуют; нестись, сметая с пути.
В предложении эпитет всегда связан со словом, к которому относится: существительным или глаголом. Например: трескучий мороз, ласковое солнце; болезненно морщиться.
По значению и стилистическим функциям эпитеты классифицируют как постоянные, изобразительные и выразительные.
Постоянные эпитеты свойственны разговорной речи и устному народному творчеству. Они отличаются устойчивостью и часто воспринимаются как нечленимые речевые обороты, наделенные символическим смыслом: добрый молодец, теплые страны, древний мир, на скорую руку, лететь пулей.
В изобразительных эпитетах выделяется существенный обобщенный признак ряда предметов или явлений, выделенный на основе типизации: золотая осень, здоровый дух, немое молчание, по-отцовски советовать.
Выразительные эпитеты содержат авторскую субъективную оценку, в сочетании с определяемым словом придают тексту многозначность и служат одной из форм проявления индивидуального стиля в литературном творчестве. Примером могут служить эпитеты, которые встречаются в поэзии Б. Пастернака:
Колокольчик не пьет костоломных росинок;
Незабвенный сентябрь осыпается в Спасском;
…обрушат Сухую грусть на дно очей.
Метафора как вид тропа близка к выразительным эпитетам. Она строится на основе подобия предметов и явлений, сходства их признаков или по аналогии с действиями и состояниями. Чаще всего метафора выражается не одним словом, а развернутой конструкцией, в которой содержится определенное переносное значение.
Оно может отражать подобие по внешним или внутренним признакам: форме, цвету, вкусу, содержанию:
Над головой гроздьями висели спелые звезды. (Сравнение по форме)
Кусты усеяны росистыми жемчужинами. (Сравнение по форме и цвету)
Зимний холод проник в его сердце и лишил жизнь ярких красок. (Сравнение по содержанию происходящего)
В метафоре нет прямого указания на предмет сравнения
Она не акцентирует внимание на сходстве, а вызывает ассоциации, отличающиеся многозначностью в процессе субъективного восприятия художественного текста
Метафора может быть сложной и сочетать целый ряд образов, создающих эмоциональный фон поэтической речи:
Узкие улочки сжали пространство
До витражей в кафедральном соборе.
Что же мне снится с таким постоянством
Источник
Эпитет — образное определение
Ни одно художественное произведение не состоится без определений, обозначающих предметы или явления действительности. В произведениях литературы определения существуют особенные, которые не только называют признак предмета, но и выражают эмоциональное, образное восприятие действительности художником слова. Такие образные определения называются эпитетами.
Понаблюдаем, как мастерски использует эпитеты поэт А. К. Толстой:
Эпитеты помогают создать образную картину мира. Автор через призму своего эмоционального восприятия смог расцветить её красками слов-эпитетов и сделал яркой и выразительной.
Эпитет — образное определение
Ни одно художественное произведение не состоится без определений, обозначающих предметы или явления действительности. В произведениях литературы определения существуют особенные, которые не только называют признак предмета, но и выражают эмоциональное, образное восприятие действительности художником слова. Такие образные определения называются эпитетами.
Понаблюдаем, как мастерски использует эпитеты поэт А. К. Толстой:
Эпитеты помогают создать образную картину мира. Автор через призму своего эмоционального восприятия смог расцветить её красками слов-эпитетов и сделал яркой и выразительной.
Понятие эпитета
Эпитет является средством выразительности и представляет собой образное определение какого-либо предмета или явления. Ни одно литературное произведение не обходится без применения этой тропы. Эпитет позволяет придать тексту красочный оттенок. В большинстве случаев троп отвечает на вопрос «какой? (предмет, явление, действие)».
Примерами эпитетов могут служить такие словосочетания, как «золотые руки», «синеющие лужи», «строчечный фронт» и так далее. Применение этого тропа чаще можно встретить в стихотворениях, в том числе известных поэтов, например, А. С. Пушкина:
Повеселись, мой конь ретивый!
Автор, используя средство выразительности, представляет читателю картину, красочность которой получена посредством его эмоционального восприятия. Эпитет в данном случае делает строки более выразительными и наполненными чувствами.
Что такое гипербола
От употребления таких тропов, как метафора, эпитет, сравнение, гипербола отличается особой насыщенностью, преувеличенностью сути. Многие авторы охотно используют этот прием: «У него было совершенно бесстрастное, какое-то каменное, заржавленное лицо».
К гиперболическим приемам можно отнести и сказочных великанов, и Дюймовочку, и Мальчика-с-пальчик, населяющих сказки. А в былинах гипербола – это непременный атрибут: силушка у богатырей всегда непомерная, а враг – лютый и бесчисленный.
Даже в обыденной речи можно обнаружить гиперболу: «Мы тысячу лет не виделись!» или «Пролито море слез».
Метафора, эпитет, сравнение, гипербола часто используются и в сочетании, рождая гиперболические сравнения или олицетворения и метафоры («дождь лил сплошной стеной»).
Примеры олицетворения в русском языке
Олицетворение — это литературное и риторическое прием, при котором предметы, явления или абстрактные понятия наделяются человеческими качествами, свойствами и действиями. Оно позволяет образно и выразительно передавать мысли и эмоции.
Солнце засмеялось. Это выразительное олицетворение передает нам чувство радости и света, присущее солнечному свету.
Ветер шепчет на ушко. Здесь ветер олицетворяется, он начинает вести себя, как человек, передавая нам свое нежное присутствие и тайные секреты.
Дождь стучит по крыше. Олицетворение передает звук дождя, как будто он имеет интеллект и намерения.
Время бежит быстро. Здесь время олицетворяется, оно приобретает физическое действие, позволяющее нам ощутить его присутствие и быстроту.
Боль грызет душу. В данном примере боль олицетворяется, она получает способность проявлять себя как существо, вызывая мучения и качая нашу внутреннюю сущность.
Олицетворение — это действенный прием, используемый в русском языке и литературе, чтобы усилить эмоциональное и образное воздействие на читателя или слушателя. Оно позволяет нам видеть смысл сквозь метафоры, сравнения и подобные образные средства.
Как различать метафору и эпитет
В произведениях иногда бывает довольно трудно различить, какие именно тропы употребляет автор. Чтобы сделать это, нужно еще раз понять в сравнении, что такое эпитеты и метафоры.
Метафора является изобразительным приемом, который основывается на аналогии, переносе значения по подобию, сходству: «Утро смеялось в окна. Ее глаза – темные агаты».
Эпитет же – это один из случаев метафоры, проще сказать – художественное определение («Теплые молочные сумерки, льдистые холодные звезды»).
Исходя из сказанного, уже можно понять, что такое метафора, эпитет, олицетворение и найти их в приведенном примере: «Было видно, как длинными иглами неслись с веселого голубого неба, из высокой дымчатой тучки, капли…» (И. Бунин, «Маленький роман»).
Ясно, что в нем были использованы и метафоры (капли неслись длинными иглами), и эпитеты (из дымчатой тучки) и олицетворение (веселое голубое небо).
Как и когда употребляется метафора
Подробнее, что такое эпитеты и метафоры, а также в чем их разница, можно понять, если уяснить, что основным требованием для употребления последних является их оригинальность, необычность, способность вызвать эмоциональные ассоциации и помочь представить какое-то событие или явление.
Вот пример метафорического описания ночного неба в повести «Трое» М. Горького: «Млечный путь серебристой тканью разостлался по небу от края до края, – смотреть на него сквозь ветви дерева было приятно и грустно».
Использование шаблонных, потерявших от частого употребления свою оригинальность и эмоциональную насыщенность метафор может снизить качество произведения или произносимой речи.
Не менее опасной может оказаться и чрезмерность, изобилие метафор. Речь в таких случаях становится излишне цветистой и витиеватой, отчего может нарушиться и ее восприятие.
Примеры эпитетов из художественной литературы
В художественной литературе невозможно обойтись без использования эпитетов, иначе произведение ничем не будет отличаться от учебника или научной статьи. Это один из ключевых способов увлечь читателя в рассказ, роман, повесть, не говоря уж о поэзии.
Богата эпитетами лирика С. Есенина:
Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду.
И не менее удачно использовал их А. Пушкин:
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела – А нынче… погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит.
Видео:Грамматическая основа за 30 минут! | Русский язык ОГЭ 2022 | УмскулСкачать
Что такое метафора
Метафора представляет собой художественный прием, который заключается в переносе названия с одного предмета на второй. При этом используется сходство слуховых и зрительных восприятий, вкусовых представлений, эмоционально-психологических особенностей. Также могут учитываться внешние или внутренние характеристики предмета или явления. Это касается размеров, формы, функций, размещения в пространстве.
Эта разновидность тропа базируется на сопоставлении новых предметов с известными, выявлении точек соприкосновения в определенных чертах или общих признаков. В качестве примеров стоит привести следующее:
- человек шепчет – шепот волн;
- синее море – море радости;
- плач малыша – плач сердца.
Разница между метафорой, эпитетом и олицетворением
Вспомним основные понятия и разберемся с главными отличительными чертами.
Олицетворение — это литературный жест, который основан на том, что неодушевленному предмету присваиваются человеческие качества, особенности поведения и прочие черты.
В основном, олицетворение применяется для изображения природы, которая обладает человеческими чертами. Например: ”Весна — прекрасное дитя поры” . Метафора и олицетворение относятся к художественным тропам языка. Но как же из различать? Разбираемся.
- Мы с вами уже выяснили, что метафора возникает на основе переноса качества с одного объекта на другой. А вот олицетворение, напротив, возникает путем наделения неживого качествами живого предмета
Летний вечер тих и ясен; Посмотри, как дремлют ивы; Запад неба бледно-красен, И реки блестят извивы.
- Метафора, в отличие от олицетворения, является неназванным сравнением, то есть отсутствуют союзы между словами. Такие, как “точно”, “как бы” и т. д.
каменное лицо => лицо, как камень; золотые руки => руки, как золото;
- Олицетворение всегда указывает на предмет с точностью и конкретикой.
смеется небо => ребенок смеется; непогода злится => человек злится;
- По сравнению с олицетворением, метафора многозначна и сложна.
Эпитет — это образное определение, отличающееся художественной выразительностью, которое характеризует предмет, красочно указывая на какую-то его существенную черту. Наша русская литература полна эпитетов, с помощью которых создается “портретность”, например: “Повеселись, мой верный меч!”
- Основное отличие в том, что эпитет нельзя перевести в сравнительный оборот, что можно сказать за метафору. Как мы увидим в следующем примере, в метафоре “кельи восковой” — подразумевается улей, из которого вылетают пчелы, т.е. «улей из воска», налицо возможность применить сравнительный оборот.
Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой!
- Эпитет обладает конкретикой в предмете. А метафора создается в ходе ассоциативной связи, между двумя незнакомыми предметами. На фоне этого возникает поэтический стиль.
Грустно-сиротеющая земля (Ф. И. Тютчев), Седой туман, лимонный свет, немой покой (И. А. Бунин).
Аналогия: что это
Едем дальше. И снова незамутненный греческий, на сей раз в вольном переводе, аналогия означает равенство отношений. Опять, чувствуете, сухое определение не дает разбежаться быстрому уму метафорического мышления. Непонятно скажете, и будете совершенно правы. А сейчас я добавлю само определение аналогии, и берегитесь, станет еще хуже. Главное, двигайтесь дальше, несколько примеров аналогии и пара метафор спокойно поднимут понимание аналогии на новый уровень. Итак, аналогия – это подобие предметов, явлений и т.д., можно опять добавить это всеобъемлющее слово «объектов», в каких-либо их свойствах, а кроме того, это познание посредством сравнения. Ну как, держим удар?
Долгожданный пример аналогии. Хотя нет, добавлю к определению, что аналогии, в отличие от метафор, имеют более конкретное применение: в познании, в науке и т.д. Чтобы изучающий какую-либо достаточно серьезную дисциплину мог въехать, а я, кажется, об этом упоминал чуть выше, грамотный ученый просто обязан использовать аналогии с общедоступным материалом, дабы неофит имел возможность усвоить сложный научный текст. Ну и пример напоследок. Из истории.
Возможно, читатель уже знаком с одним из отцов-основателей кибернетики – Норбертом Винером. Так вот его аналогия широко известна в технических кругах. Он перенес в область саморегулирующихся технических систем аналогию из биологии. Где, как известно, природой уже давным-давно спроектирована система обратной связи, когда организм перестраивается в соответствии с меняющимися внешними условиями. Благополучно перенеся природную саморегуляцию в область технических систем, он заложил основы обратной связи в технику, что, вообще-то, является революцией в этой области. Вот так, господа!
Примеры употребления метафоры в литературной речи
Эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения активно применяются в художественных произведениях. Причем для многих авторов именно метафоры становится эстетической самоцелью, порой полностью вытесняя первоначальное значение слова.
В качестве примера литературные исследователи приводят в пример известного английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира. Для него нередко важен не житейский исходный смысл конкретного высказывания, а приобретаемое им метафорическое значение, новый неожиданный смысл.
Для тех читателей и исследователей, кто был воспитан на аристотелевском понимании принципов литературы, это было непривычно и даже непонятно. Так, на этом основании не признавал поэзию Шекспира Лев Толстой. Его точки зрения в России XIX века придерживались многие читатели английского драматурга.
Показателен пример поэтов-футуристов, творивших в России в начале XX века. Их главной целью было максимально отдалить метафору от ее первоначального смысла. Такими приемами часто пользовался Владимир Маяковский. Пример, заглавие его поэмы «Облако в штанах».
При этом после Октябрьской революции употреблять метафору стали намного реже. Советские поэты и писатели стремились к ясности и прямолинейности, поэтому необходимость в употреблении слова и выражения в переносном смысле отпала.
Для этого метафоры постоянно употребляют, рассказывая о новейших источниках знаний и информации, используют ее для описания современных достижений человечества в науке и технике.
Таблица-сравнение
Основные отличия и особенности рассматриваемых понятий представлены в таблице:
Эпитет | Метафора |
Представляет собой средство художественной выразительности, которое выполняет функции образного определения и относится к определенному объекту, действию или явлению. | Представляет собой разновидность тропа, который используется в речи для ассоциативной связи поэтических образов на базе их похожести. |
Могут выражаться в виде прилагательных, существительных в форме приложений, наречий, которые обозначают образ действия. | Представляют собой цельные синтаксические конструкции, которые включают различные части речи. Все они грамматически связаны друг с другом. |
Может представлять собой часть развернутой метафоры. | Никогда не выступает эпитетом, поскольку не имеет значения определения. |
Что такое эпитет в русском языке? Примеры в литературе
Лингвистическое понятие «эпитет» приведет нас к художественному слову, к стилю речи, используемому писателями и поэтами в литературе, к народному творчеству.
Эпитет — это один из разновидностей тропов, художественных средств речи. Слово «троп» греческого происхождения и буквально значит «поворот, оборот речи». Можно сказать, что троп — это форма поэтического мышления. Слово используется не традиционно, а с неожиданной стороны, которую смог заметить художник слова. Такое переосмысление слов создает художественный яркий образ, для чего служат эпитеты в русском языке.
Видео:Когда прилагательное является сказуемым? Сказуемое выраженное прилагательнымСкачать
Олицетворение – особая метафора-иносказание
Так что такое метафора, эпитет, олицетворение? Это, как вы уже поняли, средства передачи отношения автора к явлению или предмету, эдакие своеобразные краски, позволяющие сделать написанное или произнесенное ярким и запоминающимся.
И из этого ряда можно выделить олицетворение – особый троп, имеющий давнюю историю, уходящую корнями в народное творчество. Олицетворение – это то же, что и иносказание, перенесение свойств живого существа на явления или предметы.
На использовании олицетворения построен и один из ближайших к фольклору жанров – басня.
В отличие от таких тропов, как метафора, эпитет, сравнение, олицетворение – это еще и очень экономный прием. Применяя его, не нужно подробно описывать предмет, достаточно сравнить его с чем-то уже знакомым, чтобы вызвать необходимые ассоциации: «А как жалки покрытые ветхой соломой, по брюхо вросшие в землю хатенки деревенских безземельных бедняков-бобылей!» (И. С. Соколов-Микитов, «Детство»).
Какими частями речи могут быть эпитеты?
Мнения специалистов по этому вопросу разделились. Некоторые уверены, что эпитеты могут быть исключительно прилагательными. Другие допускают, что если в предложении определенные языковые единицы выступают в качестве определения объекта, то и они тоже могут считаться эпитетами. Например, в данном случае эпитеты являются причастиями:
Поседевший лес, грохочущий ливень – отвечают на вопрос какой? и обозначают признаки предметов по действию.
Вы идете по испещренной тенями дорожке – эпитет выражен причастным оборотом, отвечает на вопрос какой?
В этом примере видим в качестве эпитетов существительные, которые служат приложением:
Баловник-невежа, ветер-бродяга, утес-великан и т.п. – задается вопрос кто? что?
Числительные могут становиться эпитетами, когда они используются не в прямом смысле, а для украшения высказывания:
Третьи руки, вторая жизнь – следует отличать от обычного выражения, например, пятый месяц, первое яблоко и т.п. Это уже будут не эпитеты, а обыкновенные порядковые числительные.
Когда в роли эпитета выступает наречие, он будет отвечать на вопрос как? Например: безмерно счастлив, горячо любить и др. В предложении:
Безумно свистит этот вечный мотив посредине жизни – наречием-эпитетом автор показывает свое восприятие ситуации.
Волны несутся, гремя и сверкая – в действительности волны не сопровождаются подобными эффектами, однако такое выражение сразу вызывает у читателя определенный образ в виде неспокойного моря или океана, приближающегося шторма.
В редких случаях эпитеты могут выступать местоимениями, а также глаголами. Например, как в стихотворении А. Ахматовой:
Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем.
Здесь эпитет «таким» является местоимением, при помощи которого поэтесса передает душевное состояние своего героя. А в словосочетании «вызваться помочь» троп выступает в качестве глагола.
Видео:Согласованные и несогласованные определенияСкачать
Олицетворение: что это такое и для чего используется?
Умение использовать тропы сделает вашу речь образной и яркой
В свое время еще В. Г. Белинский утверждал, что говорить хорошо и говорить правильно – это не одно и то же. Ведь даже безукоризненная, с точки зрения грамматики, речь может оказаться тяжелой для восприятия.
А из сказанного выше вы наверняка уже поняли, что такое метафора, эпитет, олицетворение, и что уметь пользоваться этими приемами чрезвычайно важно. Поможет же вам в этом вдумчивое чтение произведений классиков – так как именно их можно считать эталоном применения всего стилистического богатства русского языка
Вчитайтесь в гоголевские строки: «Слова… похожие на цветы, такие же ласковые, яркие и сочные…», в которых малым набором художественных средств автор сумел четко передать свое впечатление от звучания слов. И помните, что метафора, гипербола, эпитет – те инструменты, которые отточат вашу речь, а значит, нужно учиться пользоваться ими!