в

Мусульмане сунниты и шииты — в чем разница

Сунниты салафиты шииты и другие течения ислама | 🕌 справочник мусульманина

Друзы

Что обозначает название

По имени одного из основателей течения Абу Абдуллаха Мухаммада ибн Исмаила ад-Дарази, исмаилитского проповедника, применявшего самые радикальные методы проповеди. Однако сами друзы используют самоназвание «муваххидун» («объединившиеся» или «единобожники»). Причем нередко негативно относятся к ад-Дарази и считают название «друзы» оскорбительным.

Когда возникло

XI век.

Сколько приверженцев

Более 3 миллионов человек. Происхождение друзов вызывает споры: одни их считают потомками старейшего арабского племени, другие – смешанным арабо-персидским (по другим версиям арабо-курдским или арабо-арамейским) населением много веков назад прибывшим на эти земли.

Основные районы проживания

Сирия, Ливан, Израиль.

Идеи

Друзы считаются ответвлением исмаилитов. Друзом считают человека по рождению, и он не может перейти в другую религию. Принимают принцип «благоразумного сокрытия веры», при этом обман иноверцев ради интересов общины не осуждается. Высшие духовные лица зовутся «аджавид» (совершенные). В разговоре с мусульманами обычно позиционируют себя как мусульман, однако, в Израиле чаще определяют учение в качестве самостоятельной религии. Верят в переселение душ.

У друзов нет многоженства, молитва не обязательна и может заменяться медитацией, пост отсутствует, но заменяется периодами молчания (воздержания от открытия истины непосвященным). Закят (милостыня в пользу бедных) не предусмотрен, а воспринимается как взаимопомощь. Из праздников отмечают Курбан-байрам (Ид аль-Адха) и день траура Ашура. Как и в остальном арабском мире в присутствии чужака женщина должна скрывать свое лицо. Все, что происходит от Бога (и доброе, и злое) должно приниматься безоговорочно.

Мутазилиты

Что обозначает название

«Обособившиеся», «удалившиеся». Самоназвание — ахл ал-адл ва-таухид (люди справедливости и единобожия).

Когда возникло

VIII-IX века.

Идеи

Одно из первых крупных направлений в каламе (дословно: «слово», «речь», рассуждение на тему религии и философии). Основные принципы:

справедливость (аль-адль): Бог дает свободу воли, но не может нарушить установленный наилучший, справедливый порядок;

единобожие (аль-таухид): отрицание многобожия и человекоподобия, вечность всех божественных атрибутов, но отсутствие вечности речи, откуда вытекает сотворенность Корана;

исполнение обещаний: Бог непременно осуществляет все обещания и угрозы;

промежуточное состояние: мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим;

повеление и одобрение: мусульманин всеми средствами должен бороться со злом.

Сунниты и шииты

Если рассматривать исламские течения, то есть определенные направления в мусульманской вере, то важно понимать, что расхождение в направлениях веры имело свое начало еще при Омейядах, затем продолжилось при Аббасидах, когда труды иранских и древнегреческих ученых начали переводить на арабский язык и проводить их анализ с религиозной точки зрения. В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий

Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения

Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения

В мусульманских странах все также имели место этноконфессиональные противоречия, и это отразилось в разных течениях религии. Между учениями шиитов и суннитов имеется ряд кардинальных разногласий. Но даже при имеющихся разногласиях ислам является единой религией для мусульман всех стран и народов. Некоторые несовпадения существуют между суннитами и шиитами в характере праздников, в юридических принципах, и в вопросах вероубеждения.

Сунниты на сегодняшний день – это 85 % мусульман мира, а остальные 15 % — это все остальные течения, в том числе и шииты. То есть сунниты являются в исламе самым крупным течением. Представителей этого течения называют «Людьми Сунны», так как полное название течения звучит как «Ахлю Сунна валь-Джамаат». По мнению суннитов, первыми законными преемниками Мухаммада являются первые четыре халифа — Абу Бакр, Умар, Усман и Али. Люди Сунны признают Сунну, то есть предания о Пророке Мухаммаде ﷺ наряду с Кораном, и наиболее авторитетными источниками для них считаются хадисы Муслима и Бухари. У суннитов мусульманской общине принадлежит руководящая роль при решении важных жизненных вопросов и проблем. Они проповедуют те основные мусульманские ценности, которые зафиксированы в Священном Писании.

Для Людей Сунны являются признанными четыре богословских правовых школы или мазхаба – ханбалитский, ханафитский, шафиитский и маликитский, и все эти школы между собой признают взаимную правомерность.

Шииты же считаются в мусульманской религии второй по величине ветвью. Шиитское течение было сформировано после смерти Пророка Всевышнего Мухаммада ﷺ, когда группа мусульман, ставших первыми шиитами, выдвинула идею, что только потомки Мухаммада ﷺ, то есть его дети от Фатимы и дети его двоюродного брата Али, достойны имамата, то есть власти в общине. Шииты считают, имам должен быть потомком Пророка Мухаммеда ﷺ, и все, кто не имеет отношения к роду Али или Мухаммеда ﷺ, имамом быть не имеют право — такое право, по мнению шиитов, закреплено за родом Мухаммада ﷺ и Али через божественное установление. Шиитское течение переросло в религиозное направление из политической партии, которой являлось первоначально. В шиитском направлении выделяются умеренные шииты или зейдиты и крайние шииты (алавиты, исмаилиты).

В современной России большинство мусульман принадлежат к суннитскому течению шафиитского или ханафитского мазхабов, где ханафитов — 65 %, а шафиитов — 30 %. Суннитами ханафитского толка являются татары, а также казахи, карачаевцы, ногайцы, балкарцы, черкесы, башкиры, абазины и шапсуги, кабардинцы, адыгейцы и некоторые ингуши, осетины-мусульмане. Шафиитский суннизм проповедуют часть ингушей и большинство чеченцев, дагестанцы, кроме таких народностей, как ногайцы и таты.

Среди шиитов-джафаритов — около 3 % российских мусульман, в том числе большинство азербайджанцев, небольшая часть лезгин.

Между суннитами и шиитами существуют определенные разногласия, но и те, и другие веруют в Единого Бога Аллаха и в Коран.

Основополагающими постулатами для татарина являются главные исламские заповеди и законы шариата, которых он придерживается неукоснительно и воспитывает своих детей в вере и уважении к своей религии, любви и поклонении Богу.

Сунниты и шииты сейчас

Вооруженные конфликты в мусульманском мире зачастую происходят на фоне суннито-шиитского противоборства, несмотря на это большинство мусульман не смогут объяснить, какие именно расхождения в их течениях вынуждают их взяться за оружие и прибегать к насилию.

Инициаторами таких конфликтов чаще всего бывают сунниты, это объясняется их численным превосходством. Причины по которым они вступают в вооруженный конфликт, можно мягко назвать надуманными. Большим раздражением для всех суннитов является то, что шииты изменили текст декларации веры и к обычным словам добавляют: «Али друг Аллаха». Это очень сильно злит суннитов, но все же не так сильно, чтобы ради этого проливать кровь.

Политические конфликты подливают масла в пламя, поэтому в последнее время появляется все больше экстремистских организации. И хотя шииты всегда винят своих оппонентов в агрессии именно у них появилась такая экстремистская группировка как «Хезболла». Большинство экспертов сходится во мнении, что их внутреннее противостояние не столько опасно, сколько внешние воздействие. Страны из вне, постоянно пытаются стравить государства играя именно на таких противоречиях. Последствия этих действий мы можем видеть уже сейчас, одним из них является появление на свет такой группировки как «Исламское государство»(запрещена в РФ).

What is Sunni?

Sunni is an Arabic word. It is a major branch of Islam that has great importance in the religion of Islam.

Most of the people of the Islam religion belong to this community. These communities consider themselves to be a traditional branch and are distinct from the Shia community.

The people of the Sunni community are of orthodox ideology. They pay more attention to their customs.

Ijma, a consensus body developed by the Sunni community, includes customs and practices not mentioned in the Quran. The first four caliphs of the Sunni community are known to be the successors of the Prophet Muhammad, but the Shia ideology is very different.

The Sunnis continued the dominance established by Muhammad in Medina for a long time. Thus he used to guide Islam.

That is, their guidance was ensured by political reality. The word “Sunni” is derived from the phrase “Ahl al-Sunnat” or “people of tradition,” from which it derives its Sunni name.

The people of this community refer to the traditions that have been said or performed by the Prophet Muhammad. Sunnah guides all the people of the Islam religion, but the Sunni community puts more emphasis on it.

The people of the Shia community were also guided by the knowledge of the descendants of the Prophet Muhammad through his son-in-law and cousin Ali.

Краткая история возникновения суннизма

Сунниты называют себя «ахль ас-сунна валь-джамаа», что в переводе означает «наследование пути пророка и миссия его последователей». Такое сложное название можно объяснить, однако об этом течении кратко никак не расскажешь. Главенствующее слово в этом определении – «сунна», именно оно и дало название религиозному течению. В переводе с арабского «сунна» – это дорога, путь.

Путь суннитов действительно был миссионерским и нелегким. Ислам возник в 7 столетии и начал довольно быстро распространяться в арабских странах. При пророке Мухаммеде (с.а.в.) исламская община выглядела цельной, однако раскол в ней произошел в 656 году, после того, как был убит праведный халиф Абу Амр Усман ибн Аффан аль-Умави аль-Кураши – третий Праведный халиф.

После того как Халифат начал расширяться, раскол стал еще более заметным, поскольку отдельные группы старались вернуть ислам к истокам. В результате повсеместно начали возникать секты и радикальные течения. Всему этому пытались противостоять люди, придерживающиеся некоего либерального взгляда на ислам.

Сторонниками умеренности были исламский богослов Абу Ханифа ан-Нуман ибн Сабит аль-Куфи, богослов Абу Имран Ибрахим ибн Язид ан-Нахаи и другие, не менее уважаемые последователи . Так началась история суннитов, которая разделила весь исламский мир на два основных лагеря и на множество побочных течений.

Одним из первых убежденных последователей суннизма стал богослов Хасан аль-Басри, родившийся и выросший в Саудовской Аравии, который смог выстроить все суннитские взгляды в стройную систему религиозных положений. Он предложил запретить поддержку той власти, которая поступает вразрез с учением .

Свое предложение он внес на основании хадиса Пророка, где тот призывал не подчиняться людей, склоняющих к греху, противному самому Аллаху. Дело в том, что сунниты изначально считали Сунну и Коран основополагающими принципами мусульманской веры. Аль-Басри призывал к смирению, выступал против радикализма и считал, что сопротивление должно быть пассивным.

Этот же богослов обозначил для своих последователей путь, который основывается на безграничной вере без сопротивления и самостоятельности. Именно таким, в его представлениях, и был изначально ислам. Призыв оказался очень привлекательным, после чего суннизм начал повсеместно распространяться.

Спустя некоторое время другой богослов АбуБакр Мухаммад ибн Сирин аль-Басри вел термин «ахль аль-сунна». Это понятие стало общим для подавляющей части мусульманского общества, которое отвергало любые проявления сектантства. В исламе сунниты отказались от различных религиозных новшеств, сохраняя единство общины. Они и сегодня придерживаются мнения, что еще пророк Мухаммед (с.а.в.) предсказал появление различных сект и предостерегал от расколов. Согласно преданию, Пророк говорил о том, что среди множества мусульман будет только одна истинная группа спасенных в Аллахе, которые и пойдут по .

Суннитам идейно противостояли не только шииты, но и представители других богословских школ. Полемика осуществлялась на протяжении всех веков существования мусульманства. Однако на базе этих споров суннитские убеждения лишь четко сформировались и окрепли. Возникли несколько философских школ, каждая из которых поддерживает идеи суннизма.

Военные действия между течениями

Война суннитов и шиитов долгое время сдерживалась. Да, были многочисленные столкновения, однако это никогда не выливалось в большую резню мирного населения, с большим количеством жертв. Долгое время эти два течения мирно уживались друг с другом. Новый всплеск нетерпимости начался в 1979 году, когда произошла Исламская революция в Иране.

С тех пор войной разных направлений в исламе заняты многие страны, где жителями являются мусульмане. К примеру, в Сирии противостояние длится уже долгое время. Все начиналось как борьба между действующим правительством и оппозиционерами, а переросло в кровавый конфликт между суннитами и шиитами. Так как в Сирии больше мусульман первого течения, а правительство было из второго, то совсем скоро это стало иметь большое значение. Помимо того, правящую верхушку данного государства поддерживает Иран, шииты в котором являются большинством.

Также следует сказать и о Пакистане, где в последнее время религиозная вражда направлена практически на всех иных представителей религиозных течений. Радикальным силам в стране не по вкусу не только пакистанские шииты, но и христиане, и другие конфессии, которые представлены в этом государстве. Ведь само оно было образовано для всех мусульман (считая и меньшинства, которые проживали на тот момент на территории).

Следует отметить и непрекращающийся конфликт на территории Ирака. Только в 2013 году в государстве погибло больше шести миллионов мирных жителей. Считается, что это самая большая цифра за последние пять лет. Еще нужно сказать о войне в Йемене, где значительная часть населения – шииты.

Как видно, в конфликте находится очень большое количество территорий и стран. Однако действительно ли все так просто? На самом ли деле это естественный ход событий? Возможно, это кому-то выгодно? Ведь война всегда – это чьи-то интересы, причем, не всегда государственные. Зачастую конфликт нужен тогда, когда всплывают меркантильные желания власть имущих. Ведь до сих пор все войны на востоке не урегулированы, продолжаются столкновения с радикальными группировками, в странах имеется большое количество оружия, которое широко применяется.

Ашариты

Школа религиозной философии, на которую опираются правовые школы шафиитов и маликитов.

Что обозначает название

По имени философа IX-X веков Абуль-Хасана аль-Ашари

Когда возникло

X век.

Идеи

Находятся между мутазилитами и сторонниками школы асарии, а также между кадаритами (сторонников свободы воли) и джабаритами (сторонниками предопределения).

Коран сотворен людьми, однако его смысл – творение Аллаха. Человек лишь присваивает действия, сотворенные Богом. Праведники могут видеть Аллаха в Раю, однако объяснить это невозможно. Разум приоритетней религиозной традиции, а шариат лишь регулирует бытовые вопросы, но все же любые разумные доказательства опираются на основные догматы веры.

Кто такие шииты

Чтобы понять непримиримость вероучений, к которым относятся сунниты и шииты, в чем разница противоречий у правоверных, следует знать, что представителями второго по численности течения в исламе (порядка 10%) опровергаются значение Сунны в Исламе.

Общины существуют во множестве стран, хотя большинство мусульман они составляют лишь в Иране. Также шииты проживают в Азербайджане, Афганистане, Бахрейне, Ираке, Йемене, Ливане, Турции и некоторых других странах.

На территории РФ общины шиитов встречается в Дагестане.

Название происходит от арабского слова, которое можно перевести как последователь или приверженец (однако, слово «шиа» может быть переведено и как «партия»). Со времён смерти Мухаммеда шиитов возглавляли имамы, которым в рамках этого течения отдаётся особое уважение.

Даже после смерти Хусейна в 680 году, имамы продолжили быть руководителями шиитской общины, хотя де-юре не имели политической власти.

Однако имамы обладали и обладают колоссальным духовным влиянием на шиитов. Особенно у них почитают 11 первых имамов, а также 12-го, т. н. скрытого имама. Считается, что у Хасана (сына Али) был сын Мухаммад, который в пятилетнем возрасте был скрыт богом и появится на Земле в необходимый момент. Прийти на Землю «скрытый имам» должен как мессия.

Во многом сущность шиизма сводится к культу мученичества.

По сути, это было заложено в первые годы образования течения. Этой отличительной чертой течения в частности воспользовалась организация «Хезболла», которая первой стала использовать террористов-смертников в 1980-е, вербуя именно шиитов.

Главные моменты в изучении истории суннитов и шиитов

Пытаясь разобраться, в чем конфликт суннитов и шиитов, следует обратиться к истории. Раскол между этими религиями возник на основе спора о продолжении дел главного пророка Мухаммеда, который в итоге должен возглавить абсолютно всех мусульман. Когда Мухаммед умер, а это произошло в 632 году н.э. На плечи его последователей падала ответственность по выбору и утверждению нового религиозного наставника. Разногласия в этом вопросе можно разделить на два главных аспекта:

  1. Шииты искреннее верили, что сам Мухаммед назвал своим наследником своего же зятя Али. Кстати, само название «шиит» происходит от двух арабских слов «шиии ат Али», что так и означает «те, кто поддерживают Али».
  2. Суннитов полностью не устраивала подобная трактовка и возможность правления Али. Касательно самого понятия «сунна», то оно соединяет в себе большинство высказываний и действий Мухаммеда, которые выступают ярким примером поведения для праведных верующих.

Как результат столкновения двух вышеуказанных религиозных направлений, в большей степени укрепились суннитские представители.

Если немного отойти от религиозной пропаганды, то можно встретить и примеры мирного сосуществования между представителями этих двух религиозных направлений. Очень много раз, они пытались наладить контакт, и остановится враждовать.

Ярким примером можно назвать события, которые развернулись в 1959 году, когда редактор египетского университета аль-Азхар прилюдно объявил шиитские религиозные практики полностью равноценными с суннитскими. Кстати, именно этот университет является первым центром, который предоставляет традиционное суннитское образование для учащихся. Но, несмотря на предпринятые шаги по восстановлению мира, на сегодняшний день его, к сожалению, так и не удалось добиться.

Особенности двух исламских вер

Ислам относится к числу самых распространенных религий во всем мире. Но, даже в нем есть определенные классификации. Так, двумя самыми большими направлениями в исламе считаются:

  1. Сунниты.
  2. Шииты.

В первом случае речь идет о мусульманах, который стараются жить по «сунне» — это своеобразный сборник правил и устоев, которые написаны сходя из примера жизни их религиозного наставника Мухаммеда. В ней рассказывается о наиболее важных его поступках. Еще «Сунна» легко объясняет священную для всех мусульман книгу «Коран», а еще является её дополнением. Поэтому последователи этого направления считают следование «сунне» главным элементом в жизни любого мусульманина.

Кстати, следует уточнить, что говорится о фактическом восприятии книги без различных модификаций

В некоторых случаях выдвигались даже самые странные требования, к примеру, внимание уделялось не только одежде, но и размеру мужской бороды. Каждая деталь подпадала под соответствие с требованиями «сунны». Во втором случае люди отказываются от того, что после смерти их душа встречается с Богом

По их мнению, такая встреча невозможна, поскольку как во время земной жизни человека, так и после его смерти связь с Богом возможна только через имама. Еще одним важным моментом для их представителей является то, что они активно практикуют принцип «такия», другими словами — это честное скрывание своей истинной веры

Во втором случае люди отказываются от того, что после смерти их душа встречается с Богом. По их мнению, такая встреча невозможна, поскольку как во время земной жизни человека, так и после его смерти связь с Богом возможна только через имама. Еще одним важным моментом для их представителей является то, что они активно практикуют принцип «такия», другими словами — это честное скрывание своей истинной веры.

Продолжая говорить о том, чем отличаются сунниты и шииты, нужно отметить еще несколько важных моментов:

  • по количеству намазов (простыми словами молитв), то первые должны сделать это пять раз, а вторым по их вере вполне достаточно и трех;
  • существуют особые различия в местах паломничества;

Касательно празднования дня Ашура у первых представителей он считается праздником, в то время как во втором случае, он является поминальным днем.

Знаете ли вы еще такие разделения в других религиях? Делитесь своими знаниями в ! А также смотрите видео о том, чем отличаются суниты от шиитов.

В чем схожесть течений?

Однако, даже учитывая все вышеперечисленное, можно отметить, что течения в принципе одинаковы. К примеру, намаз суннитов и шиитов может совершаться вместе, в некоторых мечетях это практикуется особо. Оба эти направления мусульман читают и изучают сунну (вопреки расхожему мнению, что шииты этого не делают). Только последователи Али следуют той части в ней, которая записана от членов семьи Мухаммеда.

Помимо этого, любые распри забываются на время проведения хаджа. Они его совершают совместно, правда шииты, помимо путешествий в Мекку и Медину, могут еще выбрать место паломничества в Кербела или Эн-Наджаф. Именно там, по преданию, находятся могилы Али и его сына Хусейна.

Гражданская война, разделившая ислам

Вдова пророка Мухаммеда Айша смотрела на свои войска со спины верблюда. Она знала, что это был судьбоносный момент. Как только началась битва, пути назад уже не было.

Вероятно, около 50 000 воинов собрались у города Басра в Ираке в тот декабрьский день 656 года. Прошло 24 года с тех пор, как умер Мухаммед. И молодая исламская империя столкнулась со своей первой гражданской войной.

То, что такая женщина, как Айша, командовала на поле боя, было необычным зрелищем, но она и не была обычной женщиной. Ее часто называют любимой женой Мухаммеда, и она считала себя “матерью верующих”.

Во главе огромной армии стояли также ее двоюродные братья Талха и Зубайр. Которые также принадлежали к ближайшим сподвижникам Мухаммеда.

Али, первый мусульманин

На другой стороне ждал со своей армией новоназначенный халиф Али ибн Абу Талиб. Говорят, что он ждал в самом дальнем углу, издалека наблюдая за действиями противника.

Он также был двоюродным братом и зятем Мухаммеда. Они выросли в одном доме, и, согласно традиции, Али принял ислам в возрасте десяти лет, став первым спутником Мухаммеда.

Чтобы понять, почему Айша, Талха и Зубайр восстали против Али, мы должны вернуться на несколько лет назад. Часть конфликта вполне могла быть личной. Несколькими десятилетиями ранее Айшу обвинили в неверности во время ее брака с Мухаммедом.

Согласно традиции, Пророк попросил у Али совета. И ответ был таков, что лучше всего было бы развестись со своей женой. Мухаммед ослушался его совета, но Айша никогда не простила этого Али.

Абу Бакр стал халифом

Но конфликт был гораздо сложнее, чем эта семейная драма. Али сражался бок о бок с Мухаммедом и был одним из его ближайших союзников. Поэтому последователи Али были убеждены, что именно он должен был быть назван преемником Пророка.

Однако, после смерти Пророка, его тесть, Абу был избран халифом. Ему на смену пришел Умар, а затем Усман. Царство быстро расширялось благодаря завоеваниям и войнам против Восточных Римских и Персидских царств. За короткое время исламская империя превратилась в великую державу.

Усман происходил из богатой купеческой семьи в Мекке. Как халиф, он благоволил своим родственникам, что привело к небольшому восстанию. В июне 656 Усман был убит в своем доме.

Халиф благодаря повстанцам

Повстанцы хотели видеть Али новым халифом, но он изначально отклонил это предложение. Чтобы стать лидером, он считал, что нуждается в более широкой поддержке среди мусульман.

Итак, Али мог быть избран новым халифом, но оказался бы в очень уязвимом положении. Конечно, он не был причастен к убийству Усмана, но тот факт, что повстанцы помогли ему прийти к власти, вызывал большие подозрения. Родственники Усмана из клана Омейя потребовали, чтобы Али наказал убийц.

Их также поддержала Айша. Поскольку она была вдовой, а ее отец умер, она была относительно свободна в принятии собственных политических решений. У нее было сильное положение, и она считала себя вправе воспользоваться им.

Когда Али, казалось, не справился с отрядами клана Усмана, она подняла восстание против нового халифа.

Сунниты и шииты в России

Возможно вам будет интересно почитать являются ли татары шиитами или суннитами?

В российском мусульманском сообществе большую часть составляют сунниты, которые являются приверженцами шафиитского и ханафитского мазхабов, из которых ханафитами являются 65 %, а шафиитами – 30 % мусульман России.

Ханафитами являются осетины-мусульмане, частично ингуши, шапсуги и абазины, адыгейцы и черкесы, карачаевцы и балкарцы, кабардинцы и ногайцы, казахи и башкиры, а также татары, примерно третья часть всех азербайджанцев и среднеазиатские народы.

Шафиитами являются в большей части своей чеченцы, ингуши и все дагестанские народы, кроме ногайцев и татов. Шиитами-джафаритами являются большинство азербайджанцев в России, что составляет три процента всех российских мусульман.

Сунниты и шииты — разница в поклонении

Пророк Мухаммед говорил, что иудеи разделились на 71 течение, христиане — на 72, а его последователи разделятся на 73 течения в связи с вносимыми искажениями в священное писание.

И только по одному из каждой концессии войдёт в рай сразу без расчёта, то есть на основании правильного убеждения и точного соблюдения обязательных актов поклонения Богу.

По причине повсеместного искажения богословских трудов, распространения недостоверной информации об исламе и практики веками проводимых национальных обрядов, вдруг приобретших титул религиозных, всё население мира смешало свои понятия о настоящем, истинно чистом исламе. И шииты приняли активное участие в этом хаосе. Они исказили даже такие бесспорные вопросы, как количество обязательных намазов в день, их ритуальные условия и многое другое. Вражда шиитов с суннитами и несогласие их с течением политических событий в исламе началось ещё 14 веков назад.

Течение шиизма

Как было сказано выше, шиизм появился в результате политического раскола в исламе, когда некоторые последователи Пророка Мухаммеда не захотели подчиняться выбранному халифу, а не его кровному родственнику. В результате всего этого через некоторое время появились довольно существенные отличия в этом направлении, которые окончательно разделили две ветви ислама.

Для шиитов вполне позволительно толковать предписания Пророка. Однако на это должно быть у человека право. В свое время шиитов за это величали “немусульманами” и “неверными” (да и сейчас такое случается). В этом заключаются главные различия суннитов и шиитов.

Вторым самым большим отличием является то, что равным Пророку для них является и его племянник – Али. Следовательно, власть переходит только кровным родственникам Мухаммеда.

Мусульмане-шииты изучают в сунне только ту часть, которая относится к Мухаммеду и его родственникам (в отличие от противоположного течения, в котором изучается весь текст). Также для них важен трактат ахбар, который означает весть о Пророке.

Для последователей Али имамом является потомок Пророка и духовный лидер. Также существует верование, что когда-нибудь появится мессия, который предстанет, как скрытый имам. О нем даже есть особая легенда, которая повествует о том, что был двенадцатый имам Мухаммед, который в отроческом возрасте пропал при необъяснимых обстоятельствах. И с тех пор его никто не видел. Однако исламские шииты считают его живым. Они верят, что он находится среди людей и когда-нибудь придет к ним и поведет за собой.

Страны, которые поддерживают шиизм

Те, кто являются последователями Али, считаются малочисленными относительно суннизма, в мире их не более десяти процентов. Однако в некоторых случаях они занимают целые страны. Шииты, которые живут, к примеру, в Иране, по своей численности занимают практически всю его территорию.

Помимо этого, последователями Али являются больше половины населения Ирака, а также достаточно большая часть тех, кто исповедует ислам в Азербайджане, Ливане, Йемене, Бахрейне. Более малочисленное их количество наблюдается и в других странах Востока. К примеру, набирают численность чеченцы-шииты при поддержке властей (конечно, это событие находит своих недовольных). Многие приверженцы “чистой религии” – суннизма – считают провокационными действиями те, когда литература и учение шиизма находится в свободном доступе, что приводит к увеличению количества верующих.

Таким образом, можно сказать, что шииты являются довольно серьезной политической силой, особенно в последнее время, когда внутреннее противостояние между двумя течениями вылилось в военную форму.

Чем отличаются эти течения

Главным отличием рассматриваемых направлений ислама считается способ избрания власти, а также отношение к ней. Сунниты воспринимают имама как духовное лицо, которое является главным в мечети.

Шииты имеют к этому совершенно иное отношение. По их религии, имам считается духовным лидером, который занимается не только верой, но и вопросами политики. Это лицо стоит над государственными органами. Оно обязательно должно быть потомком пророка Мухаммеда.

По религиозным взглядам

Сунниты чтут только пророка Мухаммеда. Отличием шиитов считается то, что они поклоняются и его двоюродному брату Али. Сунниты чтят весь текст сунны, а шииты – лишь ее часть, которая относится к самому пророку и членам его семьи.

По истории появления

Раскол мусульман на два религиозных направления был связан с политическими факторами. Во второй половине седьмого века после завершения правления халифа Али в Арабском халифате появились споры относительно того, кто должен занять его место. Шииты считали, что власть должна перейти к его потомкам.

Другие последователи ислама не хотели наделять род исключительными привилегиями и предлагали выбрать другую кандидатуру. Свою позицию сторонники этой теории объясняли выдержками из сунны. Именно поэтому их стали называть суннитами.

По численности сторонников

Кого из мусульман больше? Этот вопрос интересует многих. Большая часть представителей религии принадлежит к суннизму. По разным подсчетам, их доля составляет 85-90 %.

По прочим факторам

К другим отличиям между суннитским и шиитским направлениями ислама относят следующее:

  1. Крупнейшие мусульманские праздники – Ураза-байрам и Курбан-байрам – обе ветви ислама отмечают одинаково. При этом празднование дня Ашура отличается. В шиизме этот день считается поминальным.
  2. Представители этих религий отличаются отношением к временному браку. Шииты считают его нормальным, тогда как сунниты воспринимают эту меру незаконной, поскольку пророк Мухаммед отменил эту норму.
  3. Существуют отличия в местах традиционного паломничества. Сунниты предпочитают совершать их в Медину и Мекку, которые расположены в Саудовской Аравии. В шиизме чтят Кербелу и Эн-Наджаф, которые находятся в Ираке.
  4. Суннитам требуется совершать 5 намазов в день. В шиизме достаточно 3 молитв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

банные принадлежности

Отличие бани от сауны