в

Армянская Апостольская Церковь и её отличие от православной

Религия в армении

Исторические корни и происхождение

Православная вера и армянская апостольская вера имеют глубокие исторические корни, которые уходят в древность. Обе веры претерпели своеобразное развитие и отличаются в некоторых аспектах.

Православие в своей основе является прямым продолжением первоначальной религии христианства, которую проповедовали апостолы. Православные христиане признают Священное Писание, а также руководствуются церковными традициями и постановлениями. Центральным догматом православной веры является вера в Святую Троицу — отец, сын и святой дух.

Апостольская армянская вера также имеет древние исторические корни. Она возникла в Армении в IV веке и причастна к армянскому народу и его культуре. Главным догматом армянской веры является вера в Единого Бога, который проявляется во Христе и Святом Духе.

Православная вераАрмянская апостольская вера
Центром православия является Великое княжество Московское и Патриаршество Московское.Важным центром армянской веры является Эчмиадзинский кафедральный комплекс, расположенный в городе Вагаршапат.
Используется славянский язык во время богослужений.Используется армянский язык во время богослужений.
Верующие православные практикуют регулярные посещения церкви, исповедь и принятие Святых Таинств.Верующие армянской веры практикуют частые крестные ходы, посещение церкви и исповедь.

Таким образом, православная вера и армянская апостольская вера имеют общие исторические корни, отличаются некоторыми аспектами и традициями. Верующие каждой веры будут придерживаться своих вероучений и церковных обрядов. Независимо от этих различий, оба христианских течения имеют глубокое значение для своих последователей и способствуют духовному росту и развитию.

Столетия борьбы

Христианство, как официальная религия Армении, стало раздражителем владык соседней Персии. Иран предпринял решительные действия к искоренению новой веры и насаждению зороастризма. Этому немало способствовали проперсидски настроенные землевладельцы. С 337 по 345 году Шапур II, казнив десятки тысяч христиан в самой Персии, совершает ряд разорительных походов в Закавказье.

Шахиншах Йездигерд II, желая укрепить позиции в Закавказье, в 448 году прислал ультиматум. Собранный в Арташате Собор духовенства и мирян дал ответ, что армяне признают светскую власть персидского властителя, но неприкосновенной должна остаться религия. Армения этим постановлением отвергла предложение о принятии чуждой веры. Началось восстание. В 451 году на Аварайрском поле произошло самое крупное в истории страны сражение. Хотя защитники и проиграли битву, гонения были приостановлены. После этого еще тридцать лет Армения боролась за свою веру, пока в 484 году не был заключен мирный договор с Персией, по которому армянам было разрешено свободно исповедовать христианство.

Краткая история армянского народа

IV — III тысячилетия до н. э. — Возникновение праармянских племенных союзов на территории Армянского нагорья. 869 год до н. э. — Упоминание о первом царстве государства Урарту-Араме в ассирийских клинописях. 782 год до н. э. — Основание крепости-города Эребуни 550 год до н. э. — Упоминание обАрмянском царстве в хрониках Ксенофонта. 520 год до н. э. — Упоминания страны Arminiya и народа Armina в Бехистунской трехъязычной надписи царя персов Дария I. VI — V века до н. э. — Завершение этнического оформления армянского народа и формирования армянского языка. 95-56 годы до н. э. — Царствование Тиграна II (Великого), эпоха расцвета древнеармянской государственности. 301 год — Принятие армянами христианства как государственной религии․ 387 год — Раздел древнеармянского государства между Римом и Персией. 405 год — Создание Месропом Маштоцем армянского алфавита. 451 год, 26 мая — Сражение полководца Вардана Мамиконяна с персами при реке Тхмут (Аварарийская битва). 859 год — Образование вассального Арабскому Халифату Армянского княжества. 885 год — Основание династии Багратидов и восстановление государственности в Армянском царстве Багратидов. 1045 год — Завоевание Армении Византией и турками сельджуками. 1080 год — Основание династией Рубенидов Киликийскогоармянского государcтва. 1124 год — Освобождение города Ани от турок-сельджуков. 1236 год — Начало нашествия монголов на Армению. 1375 год — Падение Киликийского Армянского царства от нашествия египетских мамелюков. 1441 год — Перенос Престола Каталикоса всех армян в Эчмиадзин. 1639 год — Раздел Армении между Османской Турцией и Персией. XVI век — Обращения армян к европейским государствам с просьбами о защите от турок и персов. XVII век — Армянские посольства в России. 1724 год — Создание армянским полководцем Давид-Беком независимого Армянского княжества в Сюнике. 1812 год — Победа русских войск над персами при реке Аракс. 1813 год — Подписание Россией и Персией Гюлистанского договора. 1826-1828 годы — Вторая война с Персией. Присоединение к России Восточной Армении по Туркменчайскому договору. 1828 год — Образование Армянской области в составеРоссийской империи. 1849 год — Создание Эриванской губерни в составе Российской империи. 1878 год — Подписание Сан-Стефанского договора. 1894 — 1909 год — Резня армян в Сасуне, Константинополе, Трапезунде, Эрзеруме, Себастии, Ване, Баязете, Адане. 1914 год — Начало Первой Мировой Войны. Вступление Турции в войну на стороне Германии. Уничтожение военнослужащих армянской национальности в турецкой армии. 1915 год — Османская империя устраивает геноцид армян․ 1918 год – Востановление армянской государственности. Провозглашение Республики Армения․ 1920 — Установление в Армении Советской власти. 1991 год — независимость от СССР, создание Республики Армения․

Отличия григорианской и православной церквей

  1. Армянская церковь не признает плоти Христа
    , ее представители убеждены, что его тело – эфир. Главное отличие кроется в причине отделения ААЦ от православия.
  2. Иконы
    . В григорианских храмах нет обилия икон, как в православных. Только в некоторых церквях встречается небольшой иконостас в углу храма. Армяне не молятся перед святыми образами. Некоторые историки связывают это с тем, что Армянская церковь занималась иконоборчеством.

  1. Различие в календарях
    . Представители православия ориентируются на Юлианский календарь. Армянские 1 на Григорианский.
  2. Представители Армянской церкви крестятся слева направо, православные – наоборот
    .
  3. Духовная иерархия
    . В григорианской церкви 5 степеней, где высшей является католикос, далее – епископ, священник, дьякон, чтец. В русской церкви всего 3 степени.
  4. Пост продолжительностью 5 дней – арачаворк
    . Начинается за 70 дней до Пасхи.
  5. Так как армянская церковь признает одну ипостась Бога, то и в церковных песнях воспевается лишь одна
    . В отличие от православной, где поют о триединстве Бога.
  6. Во время Великого поста, армяне могут есть сыр и яйца по воскресеньям
    .
  7. Григорианская церковь живет по постулатам всего трех соборов, хотя было их семь
    . На 4-й Халкидонский Собор армяне попасть не смогли, в связи с чем не приняли постулаты христианства и проигнорировали все последующие соборы.

Армянская православная церковь основалась очень давно – в IV веке, и поэтому является одной из древнейших христианских общин. Более того, Армения – первая страна, в качестве государственной религии. И вот, спустя почти две тысячи лет, Русская и Армянская православная церковь не имеют евхаристического общения по причине имеющихся между ними догматических противоречий.

В чем же заключается отличие Армянской церкви от православной? На каком этапе и по какой причине произошло разделение? Дело в том, что в VI веке в христианской церкви возникла ересь монофизитства – учения, которое отвергает две природы Иисуса Христа, божественную и человеческую, и признает в Нем лишь Бога. Монофизитство было официально осуждено на IV Халкидском соборе, и с тех пор Армянская православная церковь оказалась отделена от Вселенской.

Другие религии страны

Поскольку конституция регулирует свободу вероисповедания граждан, в стране можно отметить присутствие других религий. Например, есть также представители ислама. В столице Ереване для них находится знаменитая Голубая мечеть, построенная в 1766 году. Это великолепное сооружение религиозного характера.

Помимо ислама, на территории государства также встречается католицизм. Католических приходов в стране немного. Их около 36, и эти общины называются «франками». Они появились примерно вместе с крестоносцами.

Среди армян распространилось также псевдопротестантское сектантство, хемшильский и ханафитский суннизм. Небольшая часть людей полностью отрицают Бога и религию и принадлежат к атеистам.

Армянская апостольская церковь

Место армянской церкви в христианском мире

Война за сохранение религии помешала армянам принять участие в четвертом Вселенском соборе, проходившем в городе Халкидоне в 451 г. Армянская церковь сейчас входит в число древневосточных православных церквей, не признавших постановления Халкидонского собора. Вероучение армянской церкви основано на решениях первых трех Вселенских соборов, прошедших в 325 г. в Никее, в 381 г. в Константинополе и в 431 г. в Эфесе.

К древневосточным православным церквям относят также Коптскую, Эфиопскую, Сирийскую, Маланкарскую и Эритрейскую. Несмотря на некоторые различия в вероучении, армянская церковь поддерживает крепкие связи с православными церквями византийской традиции и римско-католической церковью.

Теплые отношения связывают армянскую церковь с Русской православной церковью. В 1766 г. католикос Симеон I Ереванци в знак признательности за уважение к армянам передал в дар Екатерине II часть одной из главных армянских святынь — Древа Ноева Ковчега. Духовные лидеры Армении и России часто встречаются друг с другом. В 2010 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Армению освятил закладной камень в основании нового русского храма в Ереване, достроенного и открытого в октябре 2017 г.

Армянский обряд

В богослужении используется только армянский обряд, имеющий некоторые особенности. Только в армянской церкви при совершении Святой Литургии применяют чистое, не разбавленное водой вино, а просфора должна быть пресной. Верующих причащают телом и кровью Христа — частицами просфоры, обмоченной в вине.

В литургии армянского обряда к Трисвятой песне прибавляются слова, которые относятся к соответствующему тому или иному событию. Как правило, на воскресной литургии поется «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, что воскрес из мертвых, помилуй нас». Богослужение ведется на староармянском языке грабар с использованием духовных гимнов — шараканов, многие из которых написаны больше тысячи лет назад. Армянскую литургию сопровождает орган.

Особенности армянской церкви

Армяне осеняют себя крестным знамением тремя сложенными перстами слева направо. Сначала правую руку со сложенным троеперстьем подносят ко лбу, говоря «Во имя Отца», после к груди — «И Сына», затем к левой стороне груди: «И Духа», после чего — к правой стороне груди («Святого»), а в конце ладонь прикладывают к груди и говорят «Аминь!».

В большинстве храмов нет иконостасов и иконы немногочисленны, но армяне никогда не были иконоборцами. Во времена владычества над Арменией арабы уничтожали изображения Бога, Богородицы и святых: вот почему армяне долгое время просто не могли украшать храмы иконами, дабы не подвергать изображения осквернению. После освобождения от арабов традиции иконописи во многих регионах Армении были утеряны на многие столетия, однако сейчас они возрождаются.

В армянской церкви есть обряд жертвоприношения — матах. Этот обычай не является каким-либо заимствованием из практики других народов и наделен глубоким христианским смыслом. Посредством матаха выражается любовь и благодарность Богу за его помощь в различных делах и избавление от несчастья, проявляют милосердие к бедным. Животное (бычка, барана или петуха) мужского пола тушат с освященной солью, а потом разносят приготовленное мясо соответственно в 40, 7 или 3 дома. Если же для матаха выбирают голубя, его просто отпускают в небо.

Структура армянской церкви

Глава армянской церкви — Католикос всех армян, избираемый пожизненно. Есть также католикос Великого Дома Киликийского, но это не свидетельство некоего раскола в религии. Так получилось, что из-за долгих столетий жизни в условиях разделенной Армении управление из Эчмиадзина духовными делами армян, локализованных на территориях различных государств, было затруднено, и поэтому были учреждены несколько структур регионального значения, многие из которых с течением времени были упразднены. Сейчас определенной автономией пользуются католикосат Великого Дома Киликийского, Иерусалимский патриархат и Константинопольский патриархат.

Какая религия в Армении

Большинство армян принадлежат к христианам. Однако, их вера несколько отличается от православной, католической и протестантской религии. На сегодняшний день порядка 95% населения страны, которое по численности составляет около трёх миллионов человек, относят себя к членам христианской общины с официальным названием «Единая Святая Вселенская Апостольская Православная Армянская Церковь». Остальные 5% населения проповедуют восточное православие, протестантизм, ислам, иудаизм, езидизм, либо являются атеистами.

Кто по вере армяне? Что они думают о Христе?

Современные армяне апостольского толка причисляют себя к христианам, которые признают в Иисусе Христе одно лицо, одну ипостась и одну природу. Армянская григорианская апостольская церковь (АГАЦ) настаивает, что божество Христа поглотило его человеческую природу. Для неё не имеет значения утверждения отдельных отцов о наличии плоти Христа. В АГАЦ признают тело христово не единосущным плоти человека, а нетленным и бесстрастным, и эфирным, и несотворённым, и небесным, и совершавшим всё, что свойственно телу не на самом деле, а в воображении.

Официальная религия жителей Армении

Армяне стали первым народом на земле, официально принявшим христианство в качестве государственной религии. Сегодня более 95% жителей этой страны являются членами ААЦ и исповедуют христианскую религию. В Конституции государства Армения указано, что население страны вправе выбирать религию, а также практиковать и менять свои религиозные убеждения, так что официальной религии принятой на государственном уровне в стране нет. Армения — светской государство.

Республика Армения

Страна занимает около 30 000 км² площади, граничит с Грузией, Азербайджаном, Ираном и Турцией. Национальная денежная единица — драм. Численность постоянного населения на конец 2020 года составляет около 3 миллионов человек.

Статистика о религиях в Армении

Согласно данным переписи населения, проведённом в 2011 году, религиозный состав населения в процентах следующий:

  • 95% населения принадлежит к ААЦ;
  • 1% — к протестантам;
  • 0,5% — к католикам;
  • 0,5% — православные;
  • 0,3% — езиды;
  • 0,25% — мусульмане;
  • 0,23% — иудаисты;
  • 0,2% — бахаисты;
  • 1,22% — атеисты;

Как видно из статистических данных, в Армении преобладает христианская религия, в основном в Армении проживают представители Армянской Апостольской Церкви.

Другие религии страны: религиозные меньшинства Армении

Среди ряда национальных меньшинств в стране наблюдается высокая степень религиозной ассимиляции. Также имеется тенденция к сокращению доли и численности религиозных общин, не распространённых среди этнических армян.

Буддизм

В стране живёт несколько десятков буддистов, а в Ереване имеется небольшая буддистская община, состоящая из армянской интиллигенции. Армянские буддисты избегают публичности, предпочитая собрания на дому.

Езидизм

Езиды проживают к северо-западу Еревана, в селениях Арагацотна. В армянской провинции Армавир действует езидский храм «Зиарат».

Ислам

Эту религию исповедуют курды, персы, азербайджанцы, живущие на территории Армении. Исламская община насчитывает несколько тысяч человек. В Ереване имеется действующая мечеть.

Язычество

Среди армян имеется и неоязыческое религиозное движение, воссоздающее традиционную дохристианскую религию. Свои обряды они регулярно проводят в храме Гарни.

Атеизм

Нерелигиозность, в том числе атеизм, не представлена в Армении в какой-либо институциональной форме. Однако, атеисты в стране есть, их около 1% населения.

Православные христиане в Армении

На территории страны сегодня действует пять приходов Майкопской и Армавирской епархии РПЦ в которых служат два священника и один диакон. Православная община насчитывает около 15 тысяч человек, туда входят русские, украинцы, греки, большая часть ассирийцев.

Свобода вероисповедания в Армении

Конституцией государства закреплено право его жителей на свободу вероисповедания. Также армяне имеют право практиковать или менять свои религиозные убеждения. Большинство же жителей армении считают национальной религией — христианство.

Армения и Азербайджан религия

Азербайджанцы представляли в Армении национальное меньшинство, которое было значительным последние два века, вплоть до этнополитического конфликта в Нагорном Карабахе. В ходе конфликта большинство азербайджанцев покинуло Армению. Религия большинства азербайджанцев — ислам, большинство армян — христиане, принадлежащие Армянской Апостольской Церкви.

Армяне и грузины — два главных христианских народа Кавказа, но отношения между ними неоднозначны. В Армении проживает несколько сотен грузин. Религия грузин — христианство, но они не прнадлежат ААЦ.

Отношение православных армян к святым иконам

Некоторые церковные историки считают, что в определенный период своего существования Армянская православная церковь поддерживала иконоборчество. Правда, никаких документальных подтверждений этому нет, а обоснованием является лишь тот факт, что среди православных армян не принято молиться перед иконами, да и храмы армянской церкви выглядят очень аскетично по сравнению с русскими православными храмами – как правило, в них отсутствуют фрески с изображениями святых ликов, и лишь небольшой иконостас с малым количеством икон говорит о том, что человек находится в православной церкви. Однако, другие исследователи склонны полагать, что такой обычай объясняется необходимостью освящать каждый образ святым миром, и делать это должен епископ.

Поэтому в Армянской православной церкви икона считается сугубо церковной утварью, дома же православные армяне предпочитают молиться перед распятием.

По какому календарю живут православные армяне?

Еще одно отличие армянской церкви от православной церкви России заключается в принадлежности к разным календарным системам. Армянская православная церковь живет по григорианскому календарю, а русская – по юлианскому, поэтому представители этих двух церквей , а также все, привязанные к ней праздники, в разные дни. А среди обрядовых отличий главным можно назвать крестное знамение: православные армяне крестятся тремя перстами, но не справа налево, а слева направо. &1

Часто стоит вопрос о том, армяне католики или православные? Основной в Армении принято считать Армянскую апостольную церковь. Соответственно те, кто являются прихожанами данной церкви считаются православными. Но есть также и течение, которое отделилось от основной церкви и образовало Армянскую католическую церковь.

По преданиям появление в Армении христианства датируется еще 1 веком н. э. Говорят, что в тот момент на территории государства проповедовали апостолы Иисуса Варфоломей и Фаддей. Именно их считают принято считать основателями Армянской апостольной церкви. В документах встречается дата 301 год, когда царь Трдат III своим указом провозгласил христианство государственной религией. Именно тогда Армения стала первой христианской страной в мире.

Почему армяне православные? По последним переписям отмечают, что к:

  • Армянской апостольной церкви относят 92,6 % населения,
  • Армянской евангелистской церкви – 1%,
  • Армянской католической церкви – 0,5%,
  • Свидетелям Иеговы – 0,3%,
  • Православные – 0,25%,
  • Молокане – 0,1%,
  • Другие верования – 0,26%.

Многие церковнослужители отмечают, что уже длительное время между нашими церквами нет единого церковного взаимопонимания, но это не мешает добрососедским отношениям.

Какое христианство в Армении — православное или католическое

Когда говорят об армянской церкви, предполагают её автономность и отличие как от православия, так и от католицизма. Исторически сложилось, что всё это — разные ветви христианства, поэтому есть ряд отличий в обрядах и вероучениях. Армянская относится к Древневосточным церквям или Дохалкидонским. Однако, в Армении проживают и православные христиане, и католики.

Справка: Армянский патриарх называется католикос, что означает высший соборный предстоятель, но к католицизму данный факт не имеет никакого отношения.

Религия армян — в чем отличие от православия

Православие признаёт все 7 Вселенских соборов. Армянская церковь — только три первых дохалкидонских вселенских собора:

  • В Никее в 325 году;
  • В Константинополе в 381 году;
  • В Эфесе в 431 году;

Главной особенностью армянской церкви, отличающей её от православной, является признание только лишь божественной сущности Иисуса Христа, тогда как православие признаёт обе сущности — божественную и человеческую.

Какие ещё догматические установки отличают армянскую церковь от православной?

  • В Армянской церкви на литургии используется пресная просфора Ншхар, а в Православной — квасная;
  • Крестное знамение армяне осуществляют слева направо, так же, как и католики, тогда как православные — справа налево;
  • На армянским кресте редко можно увидеть распятие Христа, зато там есть растительные элементы — ветви и листья, которые символизируют жизнь, через Спасителя побеждающую смерть;
  • В отличие от Православных, в армянских храмах нет иконостаса, и все священнодействия на алтаре совершаются на глазах молящихся, кроме служб на Страстной Седмице;
  • Все христианские праздники православные верующие отмечают согласно юлианского численника, а армяне — по григорианскому календарю. Соответственно, Рождество и Пасха наступают в разные дни;
  • В ААЦ 5 высших духовных степеней и санов. Католикос — это высший сан, далее идут епископ, священник, дьякон и чтец. В православии лишь 3 высших сана: епископ, пресвитер и дьякон;
  • Пост у армян начинается за 70 дней до Пасхи и длится 5 дней, он носит название Арачаворк.
  • В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется пробовать сыр и яйца по воскресеньям;

Основные отличия Армянской церкви от других ортодоксальных церквей

Религия армянского народа своеобразна, она словно бы находится в иной плоскости христианства. Армянская Апостольская Церковь близка к православной, но влияние католицизма в ней очень заметно. Например, стены в армянских храмах украшают картин, а службу сопровождает орган. Все богослужения в ААЦ традиционно ведутся на древнеармянском языке — грабаре. В русской церкви литургическим языком является церковнославянский, а в католической — латинский и национальные церковные языки.

Армянские христиане не молятся перед иконами, в церквях находится лишь малое их количество. В своих домах верующие обращаются с молитвой к распятию Христа. в молитвенных словах и песнях в Армянской церкви превозносится лишь одно из лиц триединого Бога, в то время как в русской православной церкви славится вся Божественная Троица. Церковные праздники ААЦ проходят согласно григорианского календаря и, чаще всего, совпадают по датам с католическими.

Армянская Церковь. Диалог

— Есть ли сейчас богословский диалог с дохалкидонскими церквями?

— Проводится с переменным успехом. Результатом такого диалога между православными христианами и церквями Старого Востока (до-халкидонского) стали так называемые чамбезийские соглашения. Одним из основных документов является Чамбезийское соглашение 1993 года, которое содержит согласованный текст христологического учения, а также содержит механизм восстановления связи между «двумя семьями» Церквей посредством ратификации соглашений синодами этих Церквей.

Христологическое учение этих соглашений направлено на поиск компромисса между Православными церквями и древними восточными церквями на основе богословской позиции, которую можно квалифицировать как «умеренный монофизитизм». Они содержат двусмысленные богословские формулы, допускающие монофизитскую интерпретацию. Поэтому реакция православного мира на них неоднозначна: четыре Православные Церкви приняли их, некоторые приняли их с оговорками, а некоторые категорически выступили против этих соглашений.

Даже Русская Православная Церковь признала, что этих соглашений недостаточно для восстановления евхаристического общения, поскольку они содержат двусмысленность христологического учения. Необходима дальнейшая работа по устранению неоднозначных толкований. Например, доктрина Соглашений о волях и действиях во Христе может быть понята как дифизитски (ортодоксально), так и монофизитски. Все зависит от того, как читатель понимает взаимосвязь между волей и ипостасью. Воля рассматривается как принадлежащая природе, как в ортодоксальном богословии, или уподобляется ипостаси, что характерно для монофизизма. Вторая согласованная декларация 1990 г., лежащая в основе чамбезийских соглашений 1993 г., не дает ответа на этот вопрос.

С сегодняшними армянами догматический диалог практически невозможен из-за их незаинтересованности в проблемах догматического характера. После того, как в середине 90-х гг. Стало ясно, что диалог с нехалкидонскими церквями зашел в тупик, Русская Православная Церковь вступила в двусторонний диалог — не со всеми нехалкидонскими церквями вместе, а с каждой отдельно. В результате были определены три направления двустороннего диалога: 1) с сиро-якобитами, коптами и армянским киликийским католикосатом, которые согласились вести диалог только в таком составе; 2) Эчмиадзинский католикосат и 3) с Эфиопской церковью (это направление не получило развития). Диалог с Католикосатом Эчмиадзина не затронул догматических вопросов. Армянская сторона готова обсуждать вопросы социального служения, пастырской практики, различные проблемы общественной и церковной жизни, но не проявляет интереса к обсуждению догматических вопросов.

— Как сегодня в Православной Церкви принимают монофизитов?

— Через покаяние. Священники принимаются в их существующем достоинстве. Это древний обычай, поскольку он был принят нехалкидонитами в эпоху Вселенских соборов.

Александр Филиппов побеседовал с протоиереем Олегом Давыденковым.

Монастыри Армении — очаги культуры и науки

Действительно, благодаря христианству армяне стали одной из немногих древних наций, которым удалось сохранить свою цивилизацию, невзирая ни на какие жестокие исторические испытания. Армянская церковь объединяла армян и на порабощенной чужеземцами Родине, и в разбросанных по всему миру общинах. В лютые годы арабского, персидского и османского ига захватчики разоряли и сжигали храмы. Но молитва верующих не утихала, и они раз за разом отстраивали свои монастыри в наиболее труднодоступных горных районах. Среди ущелий и скал, куда не ступала до этого нога человека, процветали университеты и академии, изучали богословие, философию, музыку, литературу, естественные науки, иностранные языки и многое другое.

Повсюду на Армянском нагорье сохранились эти дивные памятники веры и неистребимого стремления к просвещению и созиданию, ставшему залогом сохранения армянской цивилизации. В монастырях работали богословы и философы, композиторы и миниатюристы, певцы и ораторы. Одним из величайших богословов Армении и всего мира стал Григор Нарекаци, живший в X веке в Нарекском монастыре, он написал «Книгу скорбных песнопений», ставшую достоянием мирового духовного наследия. Эта книга — покаянная молитва Богу, исповедь автора и гимн милосердию Господа. Григор Нарекаци горячо любим армянами, его книга есть во всех армянских домах и ее кладут под подушку больным, чтобы они скорее исцелились.

Церковь как крепость

Когда на монастыри нападали, священники и монахи сражались за свою паству. В моменты пробуждения национального самосознания и в самые черные годы религия всегда объединяла народ.

Во время геноцида 1915–1923 гг. большая часть священнослужителей в Западной Армении была уничтожена турками, а простые крестьяне берегли рукописные Евангелия и богословские труды, чтобы сохранить их для своих потомков как средство спасения, как самые дорогие сокровища.

Волею судьбы заброшенные в города Европы, России, Китая и других дальних стран, армяне первым делом строили церкви и школы. Проходят поколения, но армяне по всему миру трепетно берегут свои духовные ценности, религию, язык и традиции.

В советские годы удалось отстоять святой Эчмиадзин, и в республике не было таких масштабных гонений на церковь, как в других районах страны. Более того, начиная с 1960-х при католикосе Вазгене I больше 40 храмов были восстановлены.

На многих официальных приемах католикос приветствовал гостей республики вместе с ее руководством. Церковь собирала по всему миру средства для восстановления территорий, пострадавших от землетрясения 1988 г., благословляла защитников земли Арцаха (Нагорного Карабаха) и помогает строить возродившееся государство.

Армянская апостольская церковь

Армянская апостольская церковь возникла гораздо раньше православной. Так, уже в 41 году она приобрела некоторую автономию (автокефальная армянская церковь), а официально отделилась в 372 году вследствие неприятия Халкидонского Вселенского собора. Примечательно, что этот раскол был первым серьезным разделением христианства.

Вследствие Халкидонского собора наравне с армянской, выделилось еще четыре церкви. Пять этих церквей географически расположились в Азии и на северо-востоке Африки. Впоследствии, во время распространения ислама, эти церкви были изолированы от остального христианского мира, что и привело к еще большим различиям между ними и  халкидонскими церквями (православие и католицизм).
Интересный фактом является то, что армянская апостольская церковь стала государственной религией еще в 301 году, то есть это первая официальная государственная религия в мире.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

банные принадлежности

Отличие бани от сауны